Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kogda_sozdatel_Tesla_kupit_YUgmash.html?print

Когда создатель Tesla купит “Южмаш”

Деловая столица, № 22, 1 июня 2015. Опубликовано 11:45 04 июня 2015 года
Глава Государственного космического агентства Олег Уруский лоббирует приватизацию стратегических предприятий отрасли.

На днях глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Олег Уруский заявил, что его ведомство согласовало перевод всех предприятий ракетно-космической отрасли страны из перечня объектов, не подлежащих приватизации, в список предприятий, которые могут быть корпоратизированы. “На­де­емся, что народные депутаты Украины поддержат эти предложения”, — заявил Урус­кий в ин­тер­вью изданию “Демо­кратична Україна”. На следующем этапе глава ГКАУ ратует за создание в ракетно-космической отрасли различных вертикально и горизонтально интегрированных структур. Главной из них должен стать украинский ракетно-космический центр “Южный” на базе Южного машиностроительного завода им. Макарова (”Южмаш”) и конструкторского бюро “Южное” им. Янгеля.

Слухи об объединении двух флагманов, производящих ракетные комплексы и космические аппараты, ходили давно, но только сейчас об этом заявлено официально. Пока что Уруский сделал это с оговорками (”в будущем, не исключено”), однако Госу­дарст­венное космическое агентство, управляющее обоими предприятиями, уже начало соответствующий подготовительный процесс. 21 мая во время совещания на “Южмаше” глава ГКАУ, “изучив вопрос оптимизации его избыточных площадей”, заявил о старте программы реструктуризации этого предприятия. Иными словами, “Южмаш”, на котором во времена СССР работало около 50 тыс. человек, а сейчас — порядка 7,5 тыс., начнет распродажу незадействованного в основном производстве имущества. А продавать у предприятия, занимающего территорию более чем 750 га, есть что. Помимо ракет-носителей, завод выпускал множество наименований продукции гражданского назначения — от троллейбусов и тракторов до ветряных установок.

По словам чиновников, к проведению реструктуризации их подталкивают как низкий уровень финансирования (в 2015 г. на реализацию космических программ в Украине в бюджете предусмотрено 49,4 млн грн.), так и “блокада” со стороны россиян. “За 2014 год украинские предприятия не получили из России ни одного заказа на поставку туда наших ракет-носителей и космических аппаратов”, — заявил Олег Уруский. Добавив, что власти РФ не только остановили реализацию международных программ Sea Launch и Land Launch, оставив без работы КБ “Южное” и “Южмаш” как разработчика и производителя ракет-носителей “Зенит”, но и планируют полностью зменить их российскими ракетами “Ангара”.

В ГКАУ решили, что лучшим выходом из подобной ситуации будет “переход предприятий отрасли к следующему этапу их реформирования — приватизации”. Уруский не говорит, какой может быть ее глубина, указывая лишь, что государство может предлагать к продаже “определенные” доли акций, принадлежащих ему, чтобы привлечь дополнительные инвестиции. “На мой взгляд, такие инвесторы могут быть разными: скажем, европейские или американские компании, которые сочтут интересным и перспективным для себя выкупить какую-то долю собственности государственных предприятий ракетно-космической отрасли Украины”, — добавил он. Потенциальных претендентов чиновник не назвал. Но уже в ходе международной конференции “Космические технологии: настоящее и будущее”, которая прошла в Днепропетровске 19-21 мая, Уруский заявил, что ГКАУ готовится к серьезному сотрудничеству с NASA и его главе Чарльзу Болдену уже отправлено приглашение посетить нашу страну с официальным визитом.

Одними из ключевых партнеров NASA являются американские корпорации Lockheed Martin и Boeing, которые в том числе производят ракеты-носители и могут быть заинтересованы в украинском стратегическом активе. Наконец, не стоит забывать и о создателе электромобиля Tesla Илоне Маске, который контролирует частного производителя космических ракет SpaceX. На днях Маск, чья компания также является партнером NASA, назвал украинский “Зенит” лучшей ракетой-носителем в мире, не считая своей разработки Falcon. Так что не исключено, что в перспективе он захочет стать инвестором производителя этой техники в нашей стране.

Вадим СТАРОДУБЦЕВ