Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kitay_vozglavil_mirovoy_avtoprom.html?print

Китай возглавил мировой автопром

Дело, №12, 2 февраля 2010. Опубликовано 10:18 02 февраля 2010 года
Китай стал лидером мирового авторынка. Причем как по продажам, так и по производству автомобилей.

До 2009-го титул крупнейшего автодилера принадлежал США. Но прошлый год внес коррективы. Рецессия экономики в Штатах привела к тому, что год американские автотрейдеры закончили с показателем 10,4 млн. авто. Это худший результат для американского рынка за последние 27 лет. Китайские же дилеры демонстрировали поразительные результаты: за 12 месяцев продажи автомобилей в Китае выросли на 45% — до 13,64 млн. штук.

Всего по итогам 2009-го года 5 китайских компаний-производителей достигли продаж, которые превысили 1 млн. автомобилей. В пятерку “автомиллионеров” вошли такие компании, как Saic, которая продала 2,72 млн. авто, Faw Group — 1,95 млн. авто, Dongfeng Motor Corp — 1,89 млн. авто, Changan Auto Group — 1,87 млн. авто и Beijing Auto Group — 1,24 млн. единиц.

Производственная динамика в Поднебесной в 2009-м оказалась еще лучше. В прошлом году китайские машиностроители выпустили 13,8 млн. авто. Эта цифра оказалась на 47,8% выше показателя 2008-го и самой высокой на мировом рынке автопрома по итогам прошлого года.

Пальму первенства автопроизводства Китай отобрал у Японии, которая последнее время значительно сдала свои позиции. По данным японской ассоциации автопроизводителей, в стране в 2009-м было выпущено 7,93 млн. автомобилей всех типов. Это на 31,5% меньше, чем в 2008 году, и худший показатель для Японии за последние 33 года.

Причин, объясняющих китайское автомобильное чудо, несколько. Во-первых, в стране в прошлом году действовала государственная программа, рассчитанная на поддержку отечественного автопрома. На утилизацию старых авто в обмен на покупку новых в прошлом году правительство Китая выделило $732 млн.

Во-вторых, китайские автомобильные компании прежде всего ориентировались на внутренний рынок, который в прошлом году рос вслед за экономикой страны. И в этом плане китайскому правительству было чем похвастаться: ВВП Китая в 2009-м вырос на 9%. А например, в Японии наблюдалась противоположная ситуация: автопром Страны восходящего солнца — экспортно ориентирован. Что и стало решающим фактором в его катастрофическом падении. Только Россия в прошлом году на 87,2% сократила импорт автомобилей японского производства.

В этом году китайских автопроизводителей могут ждать большие перемены: в Пекине планируют провести грандиозные реформы в отрасли. Сегодня сборкой авто в стране занимаются более 100 компаний. Власти же планируют оставить восемь. Они будут разбиты на две группы — большая и малая четверка.

Виталий ЕРМАКОВ