Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Kabmin_poobeshchal_LAZu_krupneyshiy_za_20_let_goszakaz.html?print

Кабмин пообещал ЛАЗу крупнейший за 20 лет госзаказ

Дело, №52, 31 марта 2010. Опубликовано 09:24 31 марта 2010 года
Крупнейший госзаказ на производство автобусов и троллейбусов к еврочемпионату получил Львовский автобусный завод, подконтрольный россиянам. Корпорация “Богдан” просит Кабмин пересмотреть это решение

Вчера Львовскому автобусному заводу (ЛАЗ), подконтрольному российским братьям-бизнесменам Игорю и Олегу Чуркиным, пообещали крупнейший за годы независимости Украины государственный заказ на производство автотехники. Предприятие подписало меморандум с Кабинетом Министров, в котором идет речь о поставке автотехники к футбольному первенству Европы Евро-2012. Данным документом правительство взяло на себя обязательство закупить у предприятия до проведения чемпионата 1,5 тыс. автобусов и 500 троллейбусов. “Сумма сделки составит 3,5 млрд. грн.”, — отметил вице-премьер Украины по вопросам подготовки к Евро-2012 Борис Колесников, который вчера, в частности, и подписывал документ. Как уточнил чиновник, города-участники Евро-2012 — Киев, Харьков, Львов и Донецк — будут брать львовскую технику в лизинг на 10 лет. Финансовым посредником в сделке выступит Укрэксимбанк.

Однако конкуренты ЛАЗа возмущены решением правительства отдать весь заказ на производство автобусов одному подрядчику. В частности о желании оспорить решение правительства уже заявили в корпорации “Богдан”, которая на сегодня является крупнейшим в Украине производителем больших и супербольших автобусов. “Мы приглашаем представителей Кабмина на наши производственные площадки, чтобы убедить их в том, что они приняли поспешное решение”, — отметил “Делу” пресс-секретарь корпорации “Богдан” Сергей Красуля. По его словам, в корпорации будут настаивать на проведении тендера.

В какие сроки будет выполнен контракт, вице-премьер Борис Колесников не уточнил. Также вчера оказались не готовы предоставить дополнительную информацию о меморандуме с правительством и представители предприятия. “Все руководство находится на встрече с правительством во Львове. И пока ни о каких подробностях нам не известно”, — сообщили вчера  в киевском представительстве ЛАЗа.

Тем не менее, если полагаться на сроки, которые определены государственной целевой программой по подготовке и проведению Евро-2012 в Украине, все автобусы и троллейбусы должны быть произведены не позднее весны 2012 года. “В программе нет точной даты, до которой города обязаны закупить транспортную технику. В документе лишь оговорено, что это должно произойти до апреля 2012-го”, — поясняет Виктор Христоев, директор департамента по подготовке к Евро-2012 в Харькове.

Однако, по словам пресс-секретаря корпорации “Богдан” Сергея Красули, у ЛАЗа могут возникнуть проблемы с организацией производства, так как “в 2009-2010 годах завод не произвел ни одного автобуса”. Слова пресс-секретаря “Богдана” подтверждают и данные “Укравтопрома” — в графе “количество произведенных автобусов” напротив ЛАЗа в прошлом и этом годах стоят ноли.

Необходимо отметить, что сегодня “Богдан” является единственным конкурентом ЛАЗа в сегменте производства больших и супербольших автобусов и троллейбусов. К тому же компания неоднократно заявляла о том, что готова выпускать продукцию под Евро-2012. “Компания имеет современные мощности по производству 9 тыс. автобусов и троллейбусов разных классов в год”, — сообщала ранее пресс-служба “Богдана”.

Эксперты уверяют: пока рано говорить о том, что заказ уже в руках львовского предприятия. “Подписание меморандума еще не значит, что стороны заключат контракт. Мы можем вспомнить массу примеров, когда чиновники подписывали меморандумы, которых впоследствии не выполняли. В частности “Укрзализныця” подписывала подобные документы на поставку подвижного состава с французской Alstom, с немецкой Siemens и корейской Hyundai. Тем не менее до контрактов дело так и не дошло”, — комментирует Александр Кава, директор Центра экономического и политического анализа.

По словам эксперта, заявленное намерение Кабмина закупить технику у ЛАЗа — не что иное, как попытка правительства повысить свой рейтинг в регионе, где он традиционно является низким.

Кава также отметил, что, скорее всего, у правительства возникнут проблемы с финансированием закупки автотехники, так как сейчас свободных денег в казне нет. К тому же все еще не утвержден главный финансовый документ страны — госбюджет-2010.

Львовский автобусный завод производит автобусы и троллейбусы. Основан на базе созданного в 1945 году советского автозавода. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит российским бизнесменам Игорю и Олегу Чуркиным.

Виталий ЕРМАКОВ