Если в прошлом они смотрели на компании сектора как на земельный банк, ожидая заработать на росте цен земли, то сегодня их интересуют агрокомпании как самодостаточный и перспективный бизнес.
Размещения акций украинских агрокомпаний в 2007-2008 годах проводились по одинаковой схеме: львиную долю полученных от инвесторов средств собственники планировали вложить в расширение подконтрольной земли как основного генератора будущих сверхприбылей. Предполагалось, что после отмены моратория на продажу сельхозземель компании заработают, выкупая арендованные земли по льготным ценам и перепродавая их по близким к рыночным. Учитывая, что средняя стоимость сельхозземель в мире колебалась на уровне $5-6 тыс./га, потенциальная доходность спекулятивных операций в разы превышала доходность вложений в аграрный бизнес.
Мораторий не отменили ни в 2008-м, ни в 2009 году, и компании, сделавшие акцент на расширение угодий, оказались в убытках из-за больших расходов на аренду. К примеру, аренда 100 тыс. га необрабатываемой земли в Украине обходится как минимум в $10-15 млн за первый год аренды, и $4-5 млн за каждый последующий год. В то же время в этом году оправдало себя позиционирование агрокомпаний в качестве производителей сельхозпродукции. Две из трех разместившихся в 2009 году компаний планируют рост земельного банка в течение нескольких лет не более чем на 30%, а одна и вовсе сокращает арендуемые площади — до того размера, который компания способна обработать. Инвесторы, разочаровавшиеся в возможности спекулятивного заработка, охотно предоставляли деньги компаниям, готовым вкладывать в расширение площадей под посевы, а также в увеличение мощностей по обработке земли и хранению готовой продукции.
Константин ФАСТОВЕЦ, аналитик BG Capital