Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Igra_1_sponsori_i_fondoviy_rinok.html?print

Игра №1, спонсоры и фондовый рынок

Forbes-Украина, 12 июля 2013. Опубликовано 07:14 15 июля 2013 года
Как акции реагируют на заключение компаниями спонсорских соглашений с футбольными клубами.

Одна из наиболее интересных новостей украинского футбола в это предсезонье (первый тур Премьер-лиги 2013/2014 гг. стартует сегодня, 12 июня) — смена титульного спонсора киевского “Динамо”. Вместо ПриватБанка, сотрудничавшего с клубом шесть лет, им стал Надра Банк. Пресса сообщила, что контракт рассчитан на три года, но сумма ежегодных спонсорских отчислений не раскрывается.

В украинском футболе подобные “Надра” спонсоры — редкость. Обычно на футболках клубов красуются логотипы компаний, аффилированных с их собственниками (примеры: донецкий “Шахтер” и SCM, полтавская “Ворскла” и Ferrexpo).

Во многих европейских чемпионатах титульное спонсорство — это серьезная строка доходов для клуба. Мадридский “Реал” недавно подписал пятилетний контракт с авиакомпанией Emirates — ежегодно она будет перечислять “сливочным” $39 млн. Barcelona от своего титульного спонсора (частного некоммерческого катарского фонда образования, науки и общественного развития Qatar Foundation. — Forbes) получает около $44 млн в год. “Манчестер Юнайтед” заключил контракт с автомобильным брендом Chevrolet, который вступит в силу с сезона 2014/2015 и будет приносить “красным дьяволам” целых $80 млн в год. Согласно одному из отчетов информационного ресурса Sponsorglobe, в сезоне 2012/2013 совокупные поступления от титульных спонсоров в шести самых сильных европейских лигах достигли 522 млн евро, что на 200 млн евро больше, чем десять лет назад.

То, что клубы только выигрывают от соглашений с такими спонсорами, ясно как Божий день. Но что от этого спонсорам? В 2011 году мой коллега Алексей Хвастунов сделал исследование на эту тему. Он отобрал 26 титульных спонсоров клубов английской Премьер-лиги и немецкой Бундеслиги и выяснил, как менялись котировки акций этих компаний вследствие новостей о заключении ими спонсорских контрактов с футбольными клубами. Оказалось, что только три из этих 26 соглашений привели к “аномальному” росту котировок акций спонсора (под “аномальным” ростом понимается повышение стоимости, превышающее средние ожидания по рынку). В пяти случаях акционеры отреагировали, наоборот, негативно. В большинстве же случаев реакция рынка была нейтральной.

Впрочем, корреляция между футбольными событиями и фондовым рынком все же существует. Например, коллектив профессоров разных бизнес-школ (среди них — институт менеджмента MIT Sloan, Tuck School of Business и Норвежская школа менеджмента) установил, что проигрыш национальной сборной в отборочном турнире чемпионата мира на следующий день оборачивается снижением фондового индекса данной страны больше обычного.

Том КУПЕ, директор Киевской школы экономики