Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Hyundaizamenitel_kakie_skorostnie_poezda_pokupali_drugie_strani.html?print

Hyundai-заменитель: какие скоростные поезда покупали другие страны

Forbes.ua, 17 декабря 2012. Опубликовано 08:08 11 января 2013 года
За возможность перевозить за одну поездку 5800 пассажиров на скоростных поездах Hyundai Rotem Украина заплатила около $300 млн. Это решение и раньше не было идеальным, а теперь, в связи с частыми поломками Hyundai, выглядит неразумным.

Между городами Украины курсирует 156 пар пассажирских поездов. Из них скоростных — чуть более 3%. Причем все они были запущены в этом году. Речь идет о 10 электропоездах Hyundai Rotem, покупку которых Украина приурочила к европейскому футбольному первенству. С наступлением холодов Hyundai Rotem стали как-то очень уж часто ломаться. Начиная с 6 декабря было уже как минимум семь серьезных поломок, в результате которых пассажиры или часами стояли в поле в холодных поездах, или сразу отправлялись в путь обычными, не скоростными составами, да еще по шесть человек в купе.

Причины поломок и задержек каждый раз назывались разные — то отсутствие воздуха в компрессоре, то падение деревьев на пути. Ни о каком системном решении проблемы речь пока не идет, и в тех поездах Hyundai, которые все-таки едут, продолжают крутить видео с “отцом” украинского скоростного железнодорожного сообщения, вице-премьером Борисом Колесниковым: чиновник с гордостью рассказывает о том, какие это прекрасные поезда и как они улучшат жизнь украинцев. 

Дать комментарии для этого материала Колесников отказался. “Интервью у “Укрзализниці” берите”, — сердито откликнулся его пресс-секретарь Юрий Громницкий. Но и в железнодорожной монополии комментировать ситуацию с Hyundai отказались, перенаправив корреспондента Forbes.ua в “Украинскую железнодорожную скоростную компанию” — оператора “Хюндаев”. Там потребовали письменный запрос, чтобы дать комментарии.

Неудивительно, что теперь, когда Hyundai Rotem продемонстрировали ненадежность, желающих поговорить о мегапроекте меньше, чем их было летом, в преддверии Евро-2012. Между тем на подготовку инфраструктуры для “корейцев”, по данным “Укрзализниці”, с 2009 г. было потрачено около 12 млрд грн. В основном деньги пошли на электрификацию и обновление железнодорожного полотна. Сами поезда обошлись Украине примерно в $300 млн — по $30 млн за каждый.

Forbes.ua составил рейтинг самых выгодных скоростных поездов по соотношению цена — скорость — вместимость, проанализировав закупки железнодорожного транспорта постсоветскими и европейскими странами за последние четыре года: между Евро-2008 и Евро-2012. 

Отметим сразу, принимались во внимание лишь заводские характеристики поезда — насколько часто они ломаются и как быстро ездят по ветхому ж/д полотну, мы не учитывали. Самыми неэкономными оказались французские поезда семейства Pendolino компании Alstom. Самый выгодный вариант — электропоезд немецкой Siemens. Hyundai разместились посередине. То есть еще в момент принятия решения о закупке корейских поездов решение это не выглядело оптимальным.

Какой поезд выгоднее*

№ п/п Страна Поезд Производитель Стоимость, $ млн. Кол-во посадочных мест Макс. проектная скорость, км/ч Средний балл
1 Россия Velaro Siemens 46.73 1108 350 68.7
2 Италия AGV Alstom 32.84 650 360 65.0
3 Германия Icx Siemens 36.00 724 250 48.7
4 Узбекистан Talgо 250 Talgо 22.73 365 250 46.3
5 Россия Desiro Siemens 13.55 466 160 43.0
6 Эстония Flirt Stadler 7.48 260 160 40.0
7 Белоруссия Flirt Stadler 7.50 260 160 40.0
8 Украина HRCS2 Hyundai Rotem 30.00 579 250 34.3
9 Польша Pendоlino Alstom 41.99 402 250 32.7
10 Россия Pendоlino Alstom 43.33 350 220 25.3

* Как мы считали. Разница между максимальным и минимальным значением показателя разбивалась на равные диапазоны, каждому из которых присваивались баллы — от 1 до 100. Средний балл рассчитывался как среднее арифметическое трех показателей. Во внимание принимались поезда с максимальной скоростью не менее 160 км/ч

Виталий ЕРМАКОВ, Екатерина КАПЛЮК