Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Gragdan_Ukraini_ne_kasaetsya.html?print

“...Граждан Украины не касается”

День, №113, 4 июля 2012. Опубликовано 14:05 04 июля 2012 года
Эксперты не отрицают возможности обеспечения китайского кредита украинской землей

На днях Международный валютный фонд в очередной раз подтвердил, что программа стэнд-бай для Украины основательно заморожена. Но наше правительство, видимо, все же нашло способ реализовать социальные инициативы Президента и одновременно обезопасить себя и страну от дефолта. Но какой ценой? В понедельник Кабмин попросил Верховную Раду разрешить привлечь дополнительно в специальный фонд госбюджета кредит (до миллиардов), предназначенный для реализации проектов в сельском хозяйстве. В парламент внесен проект закона (№10683) о поправках в бюджет, согласно которому будут увеличены предельные размеры дефицита госбюджета и госдолга Украины.

Если это предложение получит поддержку народных депутатов, то в законе о госбюджете на 2012 год появится новая статья, разрешающая правительству “осуществить государственные заимствования на реализацию Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области приоритетных проектов в сельском хозяйстве”... Соответствующие коррективы будут внесены в граничный дефицит спецфонда госбюджета и граничный объем госдолга.

Позвольте, — спросят удивленные народные депутаты и совершенно обескураженные граждане, — ради чего нам требуются такие немалые деньги и под какие условия они будут предоставлены? И что это за Меморандум, с кем он был подписан? В самом законопроекте ответов на эти вопросы не найдешь. Как сообщает проект закона, на объем привлеченных средств Минфин “увеличивает соответствующие показатели финансирования, расходов и кредитования специального фонда государственного бюджета сверх объемов, утвержденных в дополнениях № 2, №3 и №4 к этому закону, и в случае необходимости (без согласования с парламентом? — Авт.) устанавливает новые бюджетные программы”.

Правда, пояснительная записка к законопроекту кое-что, но далеко не все, расшифровывает. В частности, в разделе, именуемом “Обоснование необходимости принятия акта”, отмечается, что “проект закона разработан на выполнение выписки из протокола №45 заседания Кабинета Министров Украины от 18.06.2012 по подписанию украинско-китайского рамочного соглашения о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства”. Спрашивается: “рамочное соглашение” и “Меморандум о взаимопонимании” — это разные документы или один и тот же? И будут ли эти документы (документ) представлены парламенту и общественности Украины? Ответа на эти вопросы в пояснительной записке не найти.

Ее раздел “Цель и пути ее достижения” сообщает, что “законопроект разработан с целью обеспечения реализации проектов в сфере сельского хозяйства, а именно закупка китайских средств защиты растений, семян для сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственного инвентаря и другой сельхозпродукции в Украину или продажа украинских злаковых культур в Китай, строительство завода средств защиты растений, переработки органико-минеральных удобрений и другие строительные проекты в Украине, культивация земли, посадка и др”.

Все это никак не тянет на реальные экономически обоснованные проекты, а скорее напоминает на скорую руку состряпанный микс, за которым, к тому же, в позиции “и др.” прячутся не слишком благоприятные, а возможно и неконституционные условия, с которыми может быть сопряжен китайский кредит. Еще слава Богу, что в разделе “Позиция заинтересованных органов” указывается, что проект требует согласования с Министерством экономического развития и торговли и проведения правовой экспертизы Минюстом. А до подачи законопроекта в парламент нельзя было получить визы этих двух ведомств? Или они возражают?

В пояснительной записке имеется и раздел “Региональный аспект”. В нем авторы в очередной раз подтверждают, что краткость — сестра таланта, и объясняют: “Проект не имеет отношения к вопросу развития административно-территориальных единиц”. И больше ни слова. То есть с регионами нечего обсуждать. И действительно, в Кабмине, наверное, все будут решать сами: где ставить завод, располагать другие строительные объекты, выделять для этого земельные участки, где надо культивировать земли, а где не надо. И что это за “посадка”? Кого, чего, куда и зачем? Может быть, китайцы будут учить нас выращивать просо или женьшень? А о таинственном “и др.” украинским регионам и вовсе знать не полагается...

Такого же свойства и содержание разделов “Общественное обсуждение” и “Позиция социальных партнеров”: “Проект не требует обсуждения с общественностью” и “Проект не касается социально-трудовой сферы”! Как это еще не написали: проект не касается граждан Украины?

Еще больше возмущает утверждение, находящееся в разделе пояснительной записки “Предотвращение коррупции”: “В проекте отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений”. Конечно, в нем нет ни правил, ни процедур, а потому земли могут выделяться кому попало и без конкурсов, точно так же может покупаться оборудование для заводов и сельхозработ, выделяться квоты на поставку в Китай украинского зерна и т.п. и т.д. Простор для различных хитроумных схем разворовывания бюджетных средств ничем не ограничен.

Удивляет и “Прогноз результатов”, сделанный в пояснительной записке. Авторы утверждают, что “принятие закона предоставит возможность обеспечить реализацию совместных украинско-китайских проектов в сфере сельского хозяйства”. И под этой запиской подпись, может быть, не очень сведущего в сельскохозяйственном производстве человека — министра финансов Юрия Колобова. Напомним, что в ноябре 2011 года, будучи первым заместителем председателя Нацбанка Украины, он договорился в Китае о подписании соглашения об осуществлении сделок валютный своп. В июне 2012 года НБУ и Народный банк Китая (НБК) эту договоренность реализовали и подписали в Пекине трехлетнюю валютную сделку своп на общую сумму 15 миллиардов юаней (,36 млрд).

“Эта сделка ставит задачей улучшить двустороннюю финансовую кооперацию, будет способствовать развитию торговли и инвестициям и поддерживает региональную финансовую стабильность”, — отмечалось в сообщении центробанка Китая, цитировавшемся украинскими СМИ. Что означает эта загадочная фраза? Может быть, Украина втайне вступила в какое-нибудь евроазиатское суперобъединение и теперь вместе с Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем составляет один регион величиной с полмира? Тут, возможно, какая-то ошибка переводчика, и спрашивать нужно с него. Между тем глава представительства МВФ в Украине Макс Альер считает, что формирование части золотовалютных резервов НБУ в юанях не является оптимальным. Ранее он отмечал, что китайская валюта не является свободно конвертируемой, и при формировании части резервов НБУ в юанях “может возникнуть вопрос качества резервов”.

А у граждан Украины вопрос к собственному правительству. Известно, что Китай предоставляет кредиты под государственные гарантии. И это, как представляется, именно тот случай, потому что кредит получает Украина как государство. Но еще известно о том, что в Украине земля вот-вот станет товаром, причем в значительной мере товаром государственным, продаваемым через создающийся Земельный банк. А большие китайские деньги выделяются, как правило, под обеспечение землей — то ли с условием передачи ее в аренду, то ли при создании совместных предприятий... И на сколько же тысяч гектаров бесценного нашего чернозема тянет этот кредит?

Николай Присяжнюк — Украина готова к снятию моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения

Об этом, как сообщает пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия Украины на официальном сайте ведомства, министр заявил вчера, комментируя ежегодное послание Президента к Верховной Раде.

“Сегодня Президент Украины Виктор Янукович в ежегодном послании Верховной Раде отметил, что реформы в аграрном секторе требуют ускорения. Я с этим согласен, поэтому в этом году Министерство уделило большое внимание совершенствованию законодательной базы. В частности, в первом чтении был принят законопроект “О рынке земель”, — подчеркнул Присяжнюк.

Итак, по информации пресс-службы Минагропрода, “по мнению главы ведомства, государство готово к снятию моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения”.

“Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра будет основой системы обеспечения государством прав собственности на землю. Покупать и продавать землю сельхозназначения смогут только граждане Украины. Юридические лица-предприятия, как и иностранцы, такого права не получат. Это позволит защитить украинских сельхозпроизводителей”, — сказал Присяжнюк.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ