Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Gostinitsa_v_gryazi_dlya_inturista.html?print

Гостиница в грязи для интуриста

Slon.ru, 29 марта 2011. Опубликовано 13:08 30 марта 2011 года
Что будет, если группу немецких пенсионеров отправить в тур по “золотому кольцу”?

Пару лет назад я совершил поездку в Индию — такую далекую и такую загадочную страну, захотелось экзотики и особого колорита отдыха. Прилетели на самолете к ночи, доехали на такси до шикарного отеля и легли спать. Вроде все хорошо. Утром погуляли по территории, вкусно позавтракали, искупались в бассейне, настроение у всех отличное и захотелось посмотреть город… А вот выходить за территорию шикарного отеля как раз и не стоило. Грязь, вонь, суматоха, толпы нищих оборванцев, хватающих нас за руки и пытающихся залезть в сумки и карманы, садиться к рикшам страшно, местные такси больше походят на орудие самоубийства.

Почему я вдруг вспомнил эту поездку? Да попался на глаза номер газеты с новостью о “золотых планах Шуры” — акционера RGI Петра Шуры — застроить 18 главных туристических городов гостиницами общей площадью более 800 000 кв. м. Уже даже соглашение об управлении будущими отелями достигнуто, между прочим, с мировыми брендами — Hyatt International и Wyndham. Предполагается, проект “Золотое кольцо”, в который планируется инвестировать более $600 млн, будет способствовать росту туристического потока в русские города до 20 млн человек в год к 2020-му году.

И тут мне стало страшно…Сейчас за границей познания о России среди простых обывателей ограничиваются образами вечной зимы, медведей и безумно красивых женщин, разгуливающих по улицам. Но грандиозные планы Шуры могут разом убить весь романтично-загадочный флер России — как только первая волна предполагаемого потока туристов разнесет по всему миру то, как у нас обстоят дела на самом деле…

А как на самом деле?..

Представим группу немецких пенсионеров, одетых дорого и качественно, бабулек со сложными прическами, дедулек в очках в дорогой оправе… Представим их сначала на наших вокзалах в поисках нужных электричек или автобусов. Потом проверим их пульс и давление после долгой, тряской и изнурительной дороги до Переславля-Залесского, к примеру. Дадим им немного отдышаться в комфортных номерах отеля Шуры. Но расслабляться рано — наверняка “заботливый” персонал, набранный из местных же жителей, уже потерял чей-то багаж или испортил кому-то твидовый пиджак “Шанель”. И если у кого-то от пережитого за день стресса началась тахикардия или головная боль, не стоит надеяться на прибытие скорой помощи — ее там просто нет!

Как нет вообще никакой цивилизованной туристической инфраструктуры, к которой привыкли западные туристы: хорошие дороги, профессиональные службы такси и сопровождения, вокзалы с понятной навигацией, информационными табло на английском и комфортными скоростными поездами, вежливый и квалифицированный персонал общественного транспорта, готовый в любую секунду помочь растерянному человеку… Вместо этого жестокий русский колорит: угрюмое озлобленное население, грабежи и разбои на национальной почве, “вежливые” полицейские, безумные таксисты на раздолбанных “копейках”, оккупировавшие все вокзалы и станции метро и т.д.

Путешествовать по России иностранному туристу не просто трудно (чего стоит получение одной только въездной визы), но и даже опасно. И если все же несчастным немецким бюргерам удастся благополучно добраться до одного из 18 городов “Золотого кольца” и заселиться в гостиницу, то не факт, что увиденная ими картинка удручающего состояния памятников исторического наследия вкупе с видами русского захолустья оставит в их памяти приятные впечатления.

Если мы хотим, чтобы туристы к нам не ездили вообще, то идея застроить “Золотое кольцо” шикарными гостиницами, не вкладываясь в развитие инфраструктуры, — как раз верный путь к тому… А может быть к чему-то еще?

Еще в начале марта правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы развития туризма на 2011—2016 годы общей стоимостью 332 млрд руб. Немудрено, что проекту Шуры “Золотое кольцо” вдруг сразу удалось получить заемный капитал от ВЭБа. Интересно, куда и на что еще пойдут деньги в рамках правительственной программы? Именно ли отсутствие гостиниц тормозит развитие туризма в России? Да и странно начинать что-то строить, не убедившись в наличии спроса. А чтобы движущая сила спроса возникла, нужно вкладывать еще и в сам бренд страны. Все эти прогнозируемые миллионы постояльцев “золотых гостиниц” должны захотеть приехать. Они должны узнать о России, возможных туристических направлениях, заинтересоваться ими, а затем потратить свои деньги на путешествие в Россию. А как они могут узнать о России? Разве мы когда-то вообще занималась своим имиджем? Разве кто-то и когда-то задумывался о том, как мы выглядим со стороны?

Александр ДЬЯЧЕНКО