Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Gde_u_svyazistov_tochka_h.html?print

Где у связистов точка х?

Экономические известия, 2 сентября 2009. Опубликовано 11:16 02 сентября 2009 года
Отечественные телеком-операторы хорошо прочувствовали потенциал рынка фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) и очень им увлеклись.

Как известно, лидерство удерживает “Укртелеком” со своим проектом “ОГО!”, предоставляемым по технологии ADSL (скоростного доступа в интернет на основе медных абонентских линий). Мобильные операторы, такие как Beeline, а в последнее время и “Киевстар”, тоже не прочь дотянуться до интернет-клиентов и начали пытаться это делать при помощи современного решения FTTx (оптоволоконных линий к объектам). Кто окажется в конечном итоге в выигрыше — пока сказать тяжело. Но привлекает внимание тот факт, что “Укртелеком” объявил на днях о начале развития собственных плотных FTTx-проектов. Это, ясное дело, не значит, что госоператор решил распрощаться с медью. Просто компания, видимо, решила подготовиться к значительному росту объемов трафика, который будет перегоняться по сети. Это будет происходить из-за появления новых сервисов, основанных на видео и развлекательном контенте.
Сейчас напрашиваются закономерные вопросы: “А не поздно ли “Киевстар” затеял развитие ШПД?” или “А не зря ли Beeline уже подвел оптику к почти миллиону домохозяйств?”. Ведь “Укртелеком” уже лидер, а построить собственное FTTx стоит неприлично дорого. Наверно, в конечном итоге должен выиграть не тот провайдер, который первым подвел провод ПУНП к абоненту, а тот, который по этому проводу сможет предоставить максимальный набор качественных услуг. И в многоконтентном будущем операторы смогут-таки вернуть свои инвестиции.

Но опять же, наверно, еще очень рано прощаться с медью. Ведь у “Укртелеком” эта инфраструктура (включая “последние мили” к абонентам) достаточно хорошо развита во всех регионах, чего не скажешь, например, о том же “Киевстар”. Видимо, всем в конечном итоге суждено обратиться к FTTx, но эта точка x, как переменная составляющая, будет у каждого своя. Если “Киевстар” имеет смысл с самого начала смотреть на FTTH (где H (Home) означает непосредственно местонахождение заказчика услуги) или FTTB (B — здание), то “Укртелеком” можно задуматься о разных вариантах, таких как, скажем, FTTC (Fiber to the Curb — волокно до микрорайона) или FTTN (Fiber to the Node — волокно до сетевого узла). А в качестве “последней мили” госоператор может использовать уже существующий медный провод.

Нужно отметить, что на сегодняшний день в нашей стране абонентов, которым нужно наиболее скоростное и самое затратное для оператора подключение FTTH, не так много. Но в будущее смотреть нужно хотя бы потому, чтобы инвесторы в итоге не остались через энное количество лет у разбитого корыта с сетью, которая по техническим характеристикам уже не способна организовать все современные услуги и из нее уходят абоненты.

Кстати, не стоит забывать, что “Укртелеком” сейчас находится в привилегированном положении по сравнению с другими операторами, так как распоряжается кабельной канализацией — наиболее эффективной городской системой коммуникаций для организации ШПД. И если этот бонус сохранить до приватизации, то новому собственнику будет гораздо проще и дешевле модернизировать существующую медную инфраструктуру, при этом ограничив доступ в нее того же “Киевстар” и заставив искать альтернативные маршруты, которые ни с того ни сего еще и окажутся дешевле и удобнее системы колодцев. Подводя итог, можно сказать, что на рынке ШПД должен победить не сильнейший, а умнейший, так как никто не застрахован от промахов в стратегии развития.

Станислав ЮРАСОВ