Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Etot_himikat_nam_eshche_auknetsya.html?print

“Этот химикат нам еще аукнется”

Комсомольская правда в Украине, 20 октября 2011. Опубликовано 10:50 20 октября 2011 года
Химическое ДТП на Львовщине могло обернуться экологической катастрофой.

10 тонн “кровяного яда” из Горловского химзавода купила израильская фирма за 60 млн долларов. Но ценный и смертельно опасный груз транспортировали за границу как самую обычную партию газировки — без охраны.

Жители села Дидылив понемногу приходят в себя после пятничной аварии. Переполох, напомним, случился из-за перевернувшейся фуры с ядохимикатами, которые везли из Горловки в Германию (см. “КП” от 15 октября и сайт kp.ua). В выходные люди старались не выходить на улицу, и сейчас жалоб на головную боль и першение в горле стало намного меньше. И Львовская облСЭС отчиталась, что проверяли и воздух, и воду — все в норме! Разве что во дворе семьи Кулык, куда, собственно, и въехал грузовик, обнаружили превышение нормы нитратов в колодце с водой и в почве. Но это связано “с хозяйственной деятельностью”, а не с аварией.

А сегодня в село приедут врачи из района — обследуют всех, возьмут кровь на анализы.

— Сразу после аварии к нам понаехало все областное и районное начальство, — говорит жительница Дидылова пани Мария Сенчак. — Собрали нас, успокаивали, что, мол, волноваться нечего, показывали какие-то результаты исследований. Я-то в них ничего не понимаю, но у нас есть и свои химики и биологи. Так вот они сказали, что исследования провели поверхностно, для галочки, а этот химикат, которым все тут надышались, нам еще аукнется.

Такого же мнения и донецкие специалисты, которые о горловских химикатах знают как никто другой. Мононитрохлорбензол (МНХБ), который до недавнего времени десятилетиями хранился на территории обанкротившегося Горловского химзавода и который перевозила фура, там называют “кровяным ядом”. Даже одного миллиграмма этого яда, говорят, достаточно, чтобы убить человека. А несколько тонн (в грузовике было около 10 тонн) могут привести к экологической катастрофе во всем регионе.

— Жителям Львовщины повезло, что в контейнерах была сухая фракция МНХБ, — считает Владимир Ющенко, заслуженный врач Украины и руководитель благотворительного фонда “Спасем наш город”. — В жидком виде мононитрохлорбензол активно испаряется, что при аварии может создать облако отравляющих веществ. Человеку достаточно сделать один вздох, чтобы погибнуть от паров.

Впрочем, даже если сухой яд попал в почву, при первом же дожде и потеплении он может превратиться в оружие массового поражения. Если отходов много, то судьбу людей в расположенных рядом населенных пунктах будет определять ветер — куда он понесет облако ядовитых испарений. Кстати, цистерны с жидким мононитрохлорбензолом все еще в Горловке и ждут своей очереди на транспортировку.

Тендер на вывоз и утилизацию “кровяного яда”, как нам удалось узнать, выиграла израильская фирма, которая за 60 миллионов гривен согласились избавить Украину от опасных отходов. По договору, израильтяне должны были перегрузить 2500 тонн яда в новые контейнеры, после чего отвезти в Польшу и Германию на переработку.

— Я не понимаю, почему за такие деньги нельзя было нормально организовать транспортировку! — возмущается Владимир Ющенко. — Это позор, дальше падать уже некуда.

Действительно, возникают вопросы: почему в фуре был один водитель, а не два, почему он ехал ночью по селу, да еще и без сопровождения автомобилей ГАИ? Груз ведь относится к особо опасным. Неужели желание сэкономить вновь чуть было не обернулось национальной бедой?

Израильская фирма — в Израиле, в Украине у них нет представительства. Но узнать, кто организовывал по их заказу транспортировку, оказалось делом сложным. В горловской мэрии нам отказались назвать эту фирму: мол, у них нет таких полномочий, а у перевозчика были все необходимые лицензии для транспортировки опасного груза. Кроме того, МНХБ был упакован в специальные герметические емкости, поэтому при аварии они лишь деформировались (если верить официальной версии). А случившееся ДТП называют не более чем форс-мажором.

Спору нет, от ДТП никто не застрахован. Но если бы фура с химикатами перевернулась где-нибудь в безлюдном месте, проблем было бы меньше. Вот и в ГАИ нам подтвердили, что маршрут, по которому собираются везти опасный груз, обязательно согласовывают с ними. И маршрут этот однозначно должен пролегать в обход населенных пунктов. Однако почему перевернувшийся грузовик с ядом ехал через село, так и осталось вопросом.

Павел КОЛЕСНИК, Мирослава БЗИКАДЗЕ