Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ekspertniy_sovet_Ukraine_sleduet_dogovarivatsya_o_gazotransportn.html?print

Экспертный совет: Украине следует договариваться о газотранспортном консорциуме

Комсомольская правда в Украине, 19 декабря 2011. Опубликовано 08:36 19 декабря 2011 года
Украина должна бороться за рынок транзита российского газа в Европу, чтобы обеспечить максимальную загрузку своей газотранспортной системы, считают члены Экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа.

Один из вариантов обеспечения гарантированного объема транзита российского газа — объединение усилий поставщика, транзитера и потребителей для создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС.

Задачей совета будет не только рассмотрение вопросов, связанных с модернизацией газотранспортной системы, но и разъяснение их населению. Совет состоит из людей, посвятивших свою жизнь энергетической отрасли, поэтому их экспертное мнение особенно ценное. К слову, свои решения члены совета будут принимать коллегиально — большинством голосов.

Мотивировать “Газпром” необходимо!

Сегодня вопрос загрузки украинской газотранспортной системы стоит особенно остро из-за сооружения газопроводов в обход Украины. С запуском первой ветки газопровода “Северный поток” объемы транспортировки газа через Украину могут снизиться примерно на 20 процентов, а в случае реализации проекта “Южный поток” — еще на 30-40 процентов. Такое катастрофическое снижение объемов транзита через украинскую ГТС приведет к тому, что ее дальнейшая эксплуатация станет попросту нерентабельной.

— Нам нужно знать, какая будет загрузка ГТС, — говорит член Экспертного совета, экс-глава “Укртрансгаза” Ярослав Марчук. — Построен “Северный поток”, который забрал из нашего коридора 10 млрд кубов, на подходе “Южный поток”. В свое время мы транспортировали 120 млрд кубов, сегодня — порядка 90-92 млрд. Поэтому наша основная задача — мотивировать “Газпром”, чтобы он максимально загрузил наш газопровод для подачи газа в Европу. А путей мотивации всего два: цена транзита и распределение прибылей.

С коллегой полностью согласен генеральный директор ООО “Нефтегазстройинформатика” Леонид Униговский:

— Нам нужно бороться за объемы транзита, за максимальную загрузку ГТС. И единственный путь для достижения этой цели — объединение усилий поставщиков продукции, транзитеров и потребителей. Сегодня мы с Россией в одной лодке: не будет газа — не будет транзита. Так что нужно договариваться.

Кстати, по оценкам экспертов наша газотранспортная система имеет огромные резервы. Учитывая, что мощность системы составляет 140 млрд кубов газа в год, можно сделать вывод: приблизительно треть ГТС простаивает.

Без модернизации не обойтись

Эксперты утверждают: отечественная ГТС является уникальной, и тому есть несколько причин.

— Во-первых, она выполняет функции как внешнего, так и внутреннего транзита, — разъясняет экс-глава комитета по вопросам ТЭК Верховной Рады Украины Михаил Ковалко. — Во-вторых, система имеет подземные газохранилища. И, наконец, в-третьих, наша ГТС очень надежная: на протяжении всего времени существования она ни разу не давала сбоев.

Поэтому, подытожил эксперт, перед нами всеми стоит задача не только сохранить эту систему, но и модернизировать ее и загрузить.

— Можно сказать, что сегодня украинская ГТС свою задачу выполняет, но техника не стоит на месте, — разъясняет Ярослав Марчук. — Такие объекты требуют модернизации, поэтому без иностранных инвестиций нам не обойтись.

Словом, нужно сделать все, чтобы переговорный процесс продолжился. При этом эксперты подчеркивают, что переговоры с Россией должны базироваться на государственных и экономических интересах, а не на политических — это основное правило. Кроме того, в переговорах должен принимать участие координационный орган, в который бы входили представители и поставщика, и транзитера, и потребителя.

— Нам надо отойти от политики и быть прагматиками, — резюмировал академик Национальной академии наук Украины, почетный директор Института газа НАН Украины Игорь Карп. — И перестать наконец воспринимать ГТС как символ независимости. У нас есть другие символы — металлургия или, скажем, агропромышленный комплекс. А что касается ГТС, то государство никогда не было ее эффективным собственником.

Кстати

Уровень износа украинской газотранспортной системы высокий. 49% магистральных газопроводов эксплуатируются свыше 30 лет, 32% — свыше 20 лет, 10% — свыше 15 лет. На компрессорных станциях ГТС 40% газотурбинных установок выработали назначенный ресурс.

По оценкам консалтинговой компании Mott MacDonald, реконструкция и модернизация украинской ГТС обойдется минимум в 4,8 млрд долларов за семь лет, а ДК “Укртрансгаз” оценивает ее в 5,3 млрд долларов.

Алиса КРАСОВСКАЯ