Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Doshlo_do_Gazproma.html?print

Дошло до “Газпрома”

Ведомости, № 188, 6 октября 2010. Опубликовано 11:58 06 октября 2010 года
Судя по всему, “Газпром” наконец изменил свое скептическое отношение к сланцевому газу.

Руководство концерна объявило конкурс на оказание услуг в форме консультационного семинара по теме “Сланцевый газ: поиск, разведка и освоение для нужд ОАО “Газпром”. Концерн готов заплатить $100 000 тому, кто даст ответы на множество вопросов — от геологических основ формирования месторождений сланцевого газа и технологий его добычи до конкурентоспособности по сравнению с природным газом и опыта освоения месторождений в США.

До сих пор все публичные выступления руководителей “Газпрома” на эту тему сводились к тому, что сланцевый газ — не газ, а хорошо организованная пиар-кампания, подрывающая интересы России. Правда, в отчетах “Газпром” давно уже называет сланцевый газ одним из главных факторов, способных отрицательно повлиять на будущее компании. Еще бы: всего за полтора года сланцевый газ занял 25% американского рынка, вытеснив импортный сжиженный газ, а Америка вышла на первое место в мире по добыче газа.

Индустрия сланцевого газа в мире набирает обороты. Только в первом полугодии 2010 г. крупнейшие мировые игроки потратили $21 млрд на активы, связанные с добычей сланцевого газа (данные Wood Mackenzie).

Может, и нам попробовать? Прогнозные ресурсы метана угольных пластов в России сопоставимы с традиционными месторождениями и оцениваются в 49 трлн куб. м. “Дочка” “Газпрома” — ООО “Газпром добыча Кузнецк” вроде бы уже ведет пилотный проект в Кузбассе, но план по добыче — всего 4 млрд куб. м газа (меньше 1% общей добычи “Газпрома”).

Стремление “Газпрома” освоить преимущества нового вида топлива похвально. Но чтобы добыча сланцевого газа стала рентабельной, нужно много условий: неглубокое залегание пластов, географическая близость к потребителю, развитая газотранспортная система (доступ в которую свободен), и главное — рынок, где есть много самостоятельных добывающих компаний и самостоятельных покупателей. Готов ли к этому “Газпром”?