Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Donbassaero_gotovitsya_k_voyne_s_Kolomoyskim_I_gosudarstvom_koto.html?print

“Донбассаэро” готовится к войне с Коломойским. И государством, которое его покрывает

Остров, 2 августа 2013. Опубликовано 10:49 03 августа 2013 года
Более 700 фактически выброшенных на улицу работников авиакомпании намерены добиться возмещения 15-миллионного долга по зарплате и реанимации “Донбассаэро”.

Протестующие авиаторы уже заручились поддержкой Конфедерации свободных профсоюзов Украины, а ее лидер Михаил Волынец предупреждает: конфликт отдельного предприятия с работодателем обернется серьезным протестным движением. О поддержке работников авиакомпании уже заявило и ВО “Свобода”. Во что может вылиться для власти банкротство “Донбассаэро”, и какой боевой опыт вынесут из этого урока профсоюзы, участники трудового конфликта рассказали донецким журналистам. 

По словам председателя профсоюза авиаработников авиакомпании “Донбассаэро” Петра Гармаша, беды предприятия начались в 2003 году, после передачи в коммунальную собственность Донецкого городского совета, который затем отдал компанию под приватизацию, о чем трудовой коллектив авиакомпании даже не знал. 

“Никто не имел права возразить, никто не имел права ознакомиться с тем, что делается… Всех хозяйственных и финансовых вопросов в авиакомпании никто не знал, в том числе и я, потому что было все закрыто и никому ничего не говорилось. Создавались разные структуры, разные предприятия, с 2003 года сменилось 11(!) Уставов авиакомпании”, — констатирует П. Гармаш. 

Его поддерживает Михаил Волынец, который прямо заявляет, что история с “Донбассаэро” — это “криминальная сделка, иначе назвать нельзя, за которой стоит известное лицо — это господин Коломойский, олигарх. И он обанкротил не только “Донбассаэро”. 

“Давайте посмотрим “Аэросвит”: 4 тысячи работников, так же — материальные средства, активы перекачали в другую компанию, в “Международные авиалинии Украины” (МАУ) — те же самые методы, и государство позволило это сделать”, — заявляет М. Волынец. 

П. Гармаш в качестве одного из примеров неэффективной работы собственника авиакомпании называет такие факты. “Имея 5 самолетов Аэробус 320, они приобретают, это Коломойский, еще 5 самолетов нам не нужных. Самолеты были перекрашены под “Аэросвит”, “Розу ветров” и один самолет — под “Донбассаэро”. А на баланс поставили и все платежи подцепили на “Донбассаэро”. Рейсы у нас забрали, маршруты забрали, и все билеты продает только “Аэросвит”. Это был сговор, способ довести до банкротства”, — говорит П. Гармаш и добавляет, что “самое страшное поражение трудового коллектива было в том, что генеральный директор авиакомпании Олег Новиков отменил Коллективный договор”. 

Еще один факт: “12 декабря 2012 года принимается решение о банкротстве авиакомпании, а 25 декабря гендиректор берет кредит в “Приватбанке” в размере 124 млн. грн. Сразу возрастает кредиторская задолженность, сразу топят авиакомпанию”. “На этот кредит начисляется 13% годовых, а в случае несвоевременной выплаты этих долгов — выплачивается 45,2%. Это удавка для авиакомпании!”, — заявляет П. Гармаш. 

“Авиационный транспорт не подлежал приватизации, но они молча это все сделали, и трудовой коллектив остался ни с чем, — говорит П. Гармаш. — Уволенные инженерно-технические работники, люди со специальным образованием вынуждены теперь работать сторожами, вахтерами, уборщиками, а летный состав разлетелся по всему миру — работает в Китае, Корее, Ираке… Бывший директор Новиков отдал “Розе ветров” на 13 миллионов средства технического обслуживания, приспособления, инструмент, приобретенные за средства “Донбассаэро”. Продано за 11 миллионов Агентство воздушных сообщений, находившееся по ул. Артема в Донецке, продан склад материально-технического снабжения. Где деньги, у кого — никто не знает”. 

В результате, по словам П. Гармаша, “обворовали нашу авиакомпанию, искусственно создали убытки, которые составляют около 500 миллионов”.

 

В то же время, по его словам, собственник авиакомпании “не называется и не показывается”. “На наши письма по адресу официальной регистрации собственника никто не отвечает. А наши руководители говорят: вы собственников не знали, и знать не будете”, — говорит П. Гармаш. 

Тем временем задолженность по зарплате на предприятии, которая существует с 1 декабря 2012 года, уже достигла 15 млн. грн. 

“Мы обратились за помощью во все существующие в Украине инстанции — от прокурора Донецка до прокурора Украины, от председателя областного совета до Президента. Просили оказать содействие и в законном порядке сохранить коллектив, выдать зарплату и найти собственников авиакомпании. Собственники оказались на Британских островах и Кипре, там они и прячут свои капиталы”, — говорит П. Гармаш. 

Несмотря на кажущуюся патовую ситуацию, молчать трудовой коллектив не намерен, — подчеркивает лидер авиапрофсоюза. 

“Мы надеемся на поддержку всей Украины. Потому что очевидно: документы, которые кредиторы представили в Хозяйственный суд, говорят, каким образом банкротят предприятие, искусственно создавая долги”, — говорит он. 

П. Гармаш также сообщил, что профсоюз обратился в прокуратуру, которой начато уголовное производство по ст. 175 (невыплата зарплаты) и ст. 219 (доведение до банкротства). Однако тревогу у коллектива уволенных работников вызывает тот факт, что прошло 6 месяцев, но на сегодня “никаких эффективных результатов по обоснованию и доказательствам фиктивного банкротства авиакомпании нет”. 

“Мы обратились в СМИ именно для того, чтобы показать отношение властей к трудовому коллективу. Человека труда никто не считает за человека. Они считают: мы — хозяева, что хотим, то и делаем”, — констатирует П. Гармаш. 

Он напоминает, что уволенные работники обратятся в Донецкий облсовет с предложением о возврате “Донбассаэро” со всем имуществом и персоналом в областную коммунальную собственность. 

Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец видит в конфликте вокруг “Донбассаэро” серьезные последствия не только для работодателя, но и для властей Украины. 

“Где инспекция труда, где министерство, где Кабинет министров, где Президент?”, — недоумевает Волынец.

 Он напоминает недавний конфликт в авиакомпании “Аэросвит” и отмечает, что подключение к процессу профсоюзов дало конкретный результат. 

“Мы пикетировали Кабмин, Администрацию президента, перекрывали трассу Киев-Борисполь, жаловались в Международную организацию труда, в Международную конфедерацию профсоюзов. В результате решением суда процедура банкротства “Аэросвита” была признана незаконной”, — говорит Волынец. Он акцентирует, что в том случае работодатель “пытался списать все долги и таким образом уйти от ответственности”. “Задолженность по зарплате была около 100 миллионов гривен. Пострадал не только “Аэросвит”, но и смежные компании”, — констатирует Волынец. 

Анализируя перспективы протестного движения профсоюзов в Украине, Волынец отмечает, что действующим законодательством на транспорте запрещено бастовать, “и это большая сложность”. “Мы сейчас пытаемся через трудовое законодательство вернуть право работникам транспорта право на забастовку”, — говорит Волынец. 

При этом он предупреждает, что с независимыми профсоюзами Украины властям лучше не шутить. “В угольной промышленности ситуация очень сложная: 7 млн. тонн профицитного угля, и мы предупредили: если будет хоть две недели задолженность по зарплате, НПГУ (Независимый профсоюз горняков Украины — ред.) возглавит забастовку, и посмотрите, чем закончится. Результат — не стали ждать сентября и выделили дополнительно 5,5 млрд. грн. Вот что такое только право на забастовку!”, — подчеркивает Волынец. 

Он обращает внимание, что банкротство “Донбассаэро” с “Аэросвитом” “подтолкнуло к тому, что все транспортные профсоюзы, в том числе авиационные, которые структурированы в Федерации свободных профсоюзов, объединились в объединение транспортных профсоюзов и сейчас стоят на пороге вступления в ITF — Международную федерацию транспортников (объединяет 708 профсоюзов, представляющих 4,5 млн. работников транспорта из 154 стран — ред.)”. 

“ITF — это очень серьезно. В 80-е годы, когда мы входили в Международную федерацию профсоюзов угольщиков, и когда разразился кризис, и международный профсоюз угольщиков обратился в международную федерацию транспортников, то посреди океана были развернуты баржи с углем и отправлены назад поставщику. Вот вам что такое международная солидарность”, — отмечает Волынец. 

По его словам, профсоюз “уже запустил механизм обращения в Международную организацию труда”. 

“Это очень серьезно. Если такое бесправие будет продолжаться по отношению к людям наемного труда, то к Украине, на основании жалоб в Международную организацию труда, могут применить торгово-экономические санкции. За столетнюю историю такие санкции применялись 5 раз: два раза к африканским странам, где происходят войны, конфликты, убивают людей, один раз к азиатской стране, и два раза — к Белоруссии за нарушение прав трудовых коллективов и, в первую очередь, — за увольнение четырех лидеров независимых профсоюзов Белоруссии”, — говорит Волынец. 

“Мне звонила генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов в связи с проектом нового Трудового кодекса, в связи с нашими жалобами. Она сказала: “Скажите, какая нужна поддержка, мы готовы по всему миру начать акции протеста. Мы готовы пикетировать офисы и особняки этих олигархов, которые осели в Женеве, Штатах, Израиле, еще где-то”, — добавляет Волынец. 

Комментируя ситуацию с “Донбассаэро”, Волынец прямо называет виноватым в ней олигарха Игоря Коломойского: “Естественно, он стоит за этим. Не важно, на кого это оформлено. Важно, кто совершил это преступление”. 

Волынец уверен, что в случае с “Донбассаэро” “все искусственно сделано”. “О людях никто не беспокоился. Они думали, что не будут нести ответственность. Они просто не понимали, что здесь организован коллектив независимых профсоюзов и не просто окажет сопротивление, но и будет бороться, используя все способы”, — указывает Волынец. “У людей возникает недоверие к власти, к областному совету, и остановить людей просто так уже невозможно”, — предупреждает Волынец. 

Он считает, что выход из ситуации с “Донбассаэро” пока есть. 

“Если у власти есть элементарная ответственность или инстинкт самосохранения, она должна действовать иначе и выполнять закон… Мы подготовили изменения к закону о праве на забастовку, мы подключили международные профсоюзы, принята к производству наша жалоба в Международную организацию труда, мы обратились в суды, мы будем наращивать наши усилия, — говорит Волынец. — И то, что наши суды, так скажем, серьезно зависимые от власти, от работодателей вынесли положительное решение по “Аэросвиту”, это очень хороший прецедент. Такой прецедент мы должны достигнуть и в случае с “Донбассаэро”. Если это будет сложно сделать в Донецкой области, а мы понимаем, что в Донецкой области происходит, будем выходить на более высокие, международные, уровни”. 

В противном случае, уверен Волынец, “на Майдан могут выйти десятки тысяч людей, и все идет к еще более жесткому варианту”. 

“Если люди выброшены на улицу, и есть сторона, которая готова их защищать, они пойдут за независимым профсоюзом… Власть и работодатели необдуманно, безответственно создают условия для наращивания протестной среды, которая может проходить не в русле переговоров, а в русле нарастания революционных процессов”, — заключил Михаил Волынец.

Ярослав КОЛГУШЕВ