Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Deputati_osporili_budushchee.html?print

Депутаты оспорили будущее

Коммерсант-Украина, №201, 19 ноября 2009. Опубликовано 07:51 19 ноября 2009 года
Конституционный суд определит законность расходования средств бюджета в 2010 году.

Пресс-служба Конституционного суда вчера сообщила, что 53 народных депутата Партии регионов обратились в суд для выяснения конституционности норм постановления Кабмина #1181 от 29 октября “О мерах по обеспечению выполнения госбюджета и местных бюджетов в 2010 году”. Один из истцов — депутат Иван Мирный — объяснил, что документ нарушает ст. 92 и 95 Конституции, согласно которым бюджетная система регулируется исключительно законами, а правительство может только предлагать вносить в них изменения. “Кабмин подготовил бюджет, в котором одни дыры — он не сбалансирован, поэтому он хочет постановлением в ручном режиме регулировать бюджетный процесс”, — считает депутат. Действия Кабмина при непринятии закона о бюджете до 31 декабря регламентирует ст. 46 Бюджетного кодекса, в которой говорится: “Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон 'О госбюджете', Кабмин имеет право осуществлять расходы бюджета с рядом ограничений”.

Постановление #1181 нарушает эти ограничения. В нем, в частности, говорится, что в случае непринятия бюджета-2010 Кабинет министров установит прожиточный минимум в размере, действующем на декабрь 2009 года. Но парламент еще 20 октября принял график повышения в 2009-2010 годах минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Этот закон вступил в силу 4 ноября и предусматривает, что размер зарплаты с 1 января увеличится на 125 грн, а прожиточный минимум — на 124 грн. “Исключительно законами определяются основы социальной защиты, а также система налогообложения”,— говорится в ст. 92 Конституции.

Среди прочего постановление предполагает расходы общего фонда госбюджета на капитальные трансферты, что запрещено подпунктом 3 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса. Осуществлять такие операции без бюджета можно только при введении военного или чрезвычайного положения. Кабмин также намерен предоставлять кредиты (это позволит в январе 2010 года финансировать дефицит Пенсионного фонда), хотя п. 3 ст. 46 разрешает только погашение госдолга.

Бюджетный кодекс предусматривает, что ежемесячные расходы госбюджета не должны превышать 1/12 расходов бюджета-2009, кроме того, направлять средства можно лишь на те цели, которые были в бюджете-2009 и учтены в проекте на 2010 год. Но Кабмин пошел еще дальше и определил Фонду госимущества план доходов от приватизации в размере, заложенном в проекте бюджета-2010. Правительство решило также своим октябрьским постановлением увеличить налоги. Если в 2009 году государственные предприятия перечисляли в бюджет 15% чистой прибыли, то в 2010 году должны будут платить 30%.

Премьер-министр Юлия Тимошенко объяснила необходимость принятия постановления так: “Я вижу, что Верховная рада не намерена принять бюджет в установленные законом сроки. На то, что госбюджет будет принят до конца года, надеяться не приходится”.

Впрочем, юристы не видят смысла в принятии бюджетного постановления в октябре — документ понадобится не ранее 1 января 2010 года. По словам партнера юридической компании “Правовые партнеры” Андрея Доманского, в украинской истории были случаи принятия госбюджета в последний день года. Бюджеты на 2007-2009 годы принимались 19, 28 и 26 декабря. “И Конституцию переписывали за один день”, — отметил партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский. 19 ноября парламент планирует приступить к первому чтению бюджета.

Господин Мальский считает, что Конституционный суд, скорее всего, займет выжидательную позицию. “На момент принятия постановления не возникло обстоятельство, по которому это нужно было делать. Я склоняюсь к тому, что суд назовет постановление неконституционным, потому что прерогатива парламента — регулировать законодательство”, — говорит он.

Наталья НЕПРЯХИНА