Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/CHto_ot_yazika_ne_zavisit.html?print

Что от языка не зависит

Комментарии, №15, 23 апреля 2010. Опубликовано 16:28 23 апреля 2010 года
Различие между горожанами различных частей Украины наиболее резко проявляется в том, на каком языке разговаривают в семьях.

Согласно результатам социологического исследования MMI Ukraine’2009/4, проведенного компанией TNS в Украине, украинский язык назвали основным языком общения в семье 61,4% респондентов в возрасте от 16 до 65 лет в городах с населением от 50 тыс. человек в регионах, которые голосовали за Тимошенко, и только 4,6% — в регионах, которые голосовали за Януковича. Русский язык — соответственно 40,7 и 94,4% (при этом два языка назвали 4 и 0,7%, затруднились с ответом 1,7 и 0,9%, назвали другой язык 0,5 и 1,2%). Различия между слоями в этом вопросе сравнительно небольшие: например, в центральных и западных регионах страны на украинском языке разговаривают в семьях 58,1% представителей слоя “ниже среднего”, 61,7% — “нижнего среднего” слоя, 65% — “среднего” и 58,2% — “высшего среднего” слоя.

В то же время различия между слоями превалируют над региональными различиями в оценках того, хорошим или плохим временем для экономики Украины будут следующие пять лет (2010—2014 годы). Наихудшие ожидания в слое “ниже среднего”: соотношение положительных и отрицательных оценок составляет в “бело-сердечных” регионах 7,5% против 36,8%, в “бело-голубых” — 10,5% против 32,7% (остальные опрошенные говорили, что эти пять лет будут “не хорошим, но и не плохим” временем или же затруднялись ответить). В “нижнем среднем” слое — соответственно 13,9% против 24,4% и 13,7% против 26,5%, в “среднем” слое — 17,7% против 22,4% и 16,3% против 24,1%. Наконец, в “высшем среднем” слое положительные ожидания перевешивают отрицательные в “бело-сердечных” регионах: 24,1% против 17,2%, а в “бело-голубых” — сравнялись с ними (по 19,2%).

Примечательно, что 86,8% опрошенных согласились с утверждением “Я верю, что Украина может производить очень хорошие и качественные товары”, причем колебания в разрезе регионов и слоев не очень большие — в пределах 82,7—90,5%. Доля полностью согласных с названным утверждением составила 48,8%, колебания в пределах 42,7—52,6%. Таким образом, вера в потенциал Украины есть у представителей всех слоев и регионов. Но конвертировать эту веру в оптимизм по поводу перспектив отечественной экономики наиболее склонен “высший средний” слой, а наименее — слой “ниже среднего”. Здесь сказываются несколько факторов: уровень осведомленности, степень подверженности стереотипам (в том числе и внушаемым с телеэкранов), внутренний настрой на лучшее или на худшее и т.п. А язык, на котором говорят в семьях, если и влияет, то в последнюю очередь.

Юрий ВИШНЕВСКИЙ