Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/CHerez_tri_goda_tseni_na_mashinostroitelnuyu_produktsiyu_budut_s.html?print

“Через три года цены на машиностроительную продукцию будут совершенно другими”

Коммерсант-Украина, №32, 23 февраля 2009. Опубликовано 09:07 23 февраля 2010 года
Интервью с президентом Новокраматорского машиностроительного завода Георгием Скударем.

— Как изменилась конкуренция в машиностроении с началом кризиса?

— До кризиса было легко загружать мощности: проиграл в одном тендере — выиграешь в другом. Сейчас, когда спрос по-прежнему очень вялый, на тендер приходит до двух десятков компаний, которые ведут борьбу, предлагая оптимальные, по их мнению, качество, цену и сервис. И заказчик выбирает поставщика по целому ряду критериев.

— Ощущаете ли вы восстановление рынка благодаря инвестпроектам металлургов?

— I квартал года — всегда время тендеров и активизации инвестпрограмм для горно-металлургического комплекса. Но масштабных программ технического перевооружения сегодня еще никто не проводит, о них лишь говорят. Все действующие программы связаны с капитальными ремонтами. Сейчас идеальное время для заключения контрактов на выгодных для металлургов условиях. Крупный проект перевооружения в металлургии занимает от полутора до трех лет. Всем понятно, что уже через три года цены на машиностроительную продукцию будут совершенно другими.

— Снизились ли цены на оборудование завода?

— Да, в 2009 году. По ценам 2008 года, когда стоимость машиностроительного оборудования била все рекорды, уже никто не продает. Но это все индивидуальные заказы, поэтому вывести конкретную цену на этом рынке очень сложно.

— Ожидаете ли вы увеличения стоимости продукции тяжелого машиностроения в 2010 году с ростом цен на металл?

— Нет. Повышение цен на металл ситуативное, и его подорожание не означает автоматического увеличения стоимости конечной продукции. На цены 2008 года в этом году производители машиностроительного оборудования не выйдут.

— Смогут ли предприятия по загрузке вернуться к показателям 2006-2008 годов?

— Нет. Сейчас ни в ЕС, ни в СНГ нет предприятий, которые имели бы такой портфель заказов, как до кризиса.

— Насколько пострадали от кризиса машиностроители?

— В 2009 году машиностроение в Украине упало на 43%. Прежде всего кризис затронул автомобиле- и сельхозмашиностроение, но также коснулся энергетического и тяжелого машиностроения. К примеру, наше предприятие в 2009 году произвело на 9-10% меньше продукции, чем годом ранее, хотя мы рассчитывали превзойти 2008 год. Основной наш рынок сбыта — предприятия горно-металлургического комплекса. А поскольку в конце 2008-го—2009 году объемы производства в металлургической отрасли уменьшились, это не могло не сказаться на спросе.

Александр ЧЕРНОВАЛОВ