Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/CHego_hotyat_bankiri.html?print

Чего хотят банкиры

Новое время, 10 мая 2016. Опубликовано 10:08 11 мая 2016 года
В течение многих лет основной чертой украинских реформ была их отрывочность и фрагментарность. Успехи в каком-то направлении сводились на нет бездействием или недальновидными действиями в других сферах.

В 2014-2015 годах реформы в финансовом секторе были авангардом преобразований в украинской экономике. Были предприняты решительные меры по повышению прозрачности финансовой системы, переводу ее на международные стандарты деятельности, а также по повышению ответственности собственников и руководителей банков перед вкладчиками.

К сожалению, в последние месяцы реформы в финансовом секторе резко замедлились. В частности, существенные заминки наблюдаются в законодательном обеспечении положительных изменений. В то время, когда банки буквально захлебываются от проблемных кредитов, законопроекты по цивилизованному решению проблем валютной задолженности физических лиц и добровольной финансовой реструктуризации задолженности юридических лиц так и не стали законами.

В последнее время деятельность Национального банка Украины все чаще подвергается критике. В этом контексте важно подчеркнуть, что проводимые НБУ реформы характеризуются высокой степенью публичности и инклюзивности. Представители НБУ постоянно проводят публичные обсуждения своих планов с участием отраслевых ассоциаций, банков, прочих финансовых учреждений, независимых специалистов. К примеру, Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 года разрабатывалась в режиме публичного и открытого сбора комментариев к ее содержанию, что имеет мало прецедентов в украинской практике подготовки стратегических документов государства.

В этом контексте важно подчеркнуть, что любые инициативы по пересмотру политики государства в отношении финансовой системы должны быть максимально прозрачными. В них обязательно должны принимать участие профильные ассоциации, представляющие интересы игроков отрасли. Недавний пример: банковское сообщество смогло доказать НБУ, что предложенный им график увеличения капитала банков является слишком жестким, — аргументы были выслушаны, и график был изменен.

Достигнутая после двух лет острого кризиса макрофинансовая стабильность является очень шаткой. Не выверенные специалистами-практиками инициативы по тотальному пересмотру политики государства в финансовой сфере могут стать угрозой для перспектив экономики. Соответственно, дискуссия относительно дальнейшего курса преобразований в банковской системе должна вестись методом обсуждений и компромиссов, а не ультиматумов.

Несмотря на значительный прогресс, реформа финансовой системы Украины далека от завершения. Ведь мы должны смотреть дальше стабилизации рынка и обеспечения его устойчивости. Нужно иметь видение того, как финансовая система Украины будет встроена в европейскую, и что для этого нужно делать. Нужно понимать, как будет развиваться Украина после прохождения кризиса, и каким образом она будет догонять своих западных соседей.

Банкиры понимают, что экономический рост дают не кредиты, а инвестиции. Если просто засыпать банковскую систему деньгами, то на выходе получим рост долгов и инфляции, но не экономический рост.

Поэтому банки сегодня остро нуждаются в успехах по другим направлениям экономической политики, помимо реформирования банковской системы. Мы хотим видеть улучшение инвестиционной привлекательности, европейские защиту прав собственности и правосудие. Мы хотим видеть много перспективных инвестиционных проектов, которые можно было бы кредитовать. Мы хотим видеть рыночную конкуренцию, а не создание государством комфортных условий отдельным банкам или предоставление им средств по звонку их кабинета.

И банки, и экономика, и государство должны одновременно перейти в совершенно новое качество — только в таком случае украинские реформы будут успешными.

Роман ШПЕК, глава совета Независимой ассоциации банков Украины