Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Biznesmeni_dvuh_vidov.html?print

Бизнесмены двух видов

Слон.ru, 9 декабря 2009. Опубликовано 16:52 14 декабря 2009 года
Кто еще может заслужить народное уважение, а для кого уже все потеряно.

В нашей стране рыночная экономика едва-едва переступила порог совершеннолетия. Без малого 20-летний срок — явно недостаточное время, чтобы у населения сформировалось единое и взвешенное мнение о том, как относиться к просто богатым и очень богатым людям, занимающихся строительством собственного бизнеса. У кого-то они вызывают зависть, у других — раздражение или даже ненависть, а для некоторых успешные бизнесмены являются моделями для подражания.

Источник народного недовольства лежит, пожалуй, в не вполне прозрачной приватизации. У людей возникает ощущение, что империи богатейших людей России построены на природных богатствах страны, на наследии СССР, многие верят в то, что “олигархи” “ограбили” страну. Действительно, среднестатистическому россиянину непонятно, почему нефтеперерабатывающие заводы, газовые месторождения, принадлежавшие в прошлом государству, попали в руки отдельным людям, зачастую имевшим весьма далекое отношение к этим активам, зато состоявшим в близких отношениях с властью. Народная молва отзывается с неодобрением и о тех, кто занимал должность директора завода в Советском Союзе, а в начале 90-х стал вдруг стал его собственником. Все эти ситуации вызывают массу вопросов о том, как тот или иной актив попал в те или иные руки, насколько это было легитимно.

Я бы разделил всех крупных российских бизнесменов на две группы. К первой бы отнес тех, кто построил свой бизнес на активах, полученных в ходе приватизации или каким-то не вполне честным способом. Этим бизнесменам, на мой взгляд, очень сложно будет завоевать народное уважение, как бы они ни старались. Вторую группу бизнесменов составляют те люди, которые построили компании с нуля или привели их к успеху за счет своего ума, трудолюбия и таланта.

Понятно, что мало кто из второй группы может приблизиться к уровню Абрамовича, Потанина или Прохорова — приблизиться как по деньгам, так и по известности и частоте упоминания в новостях и обычных разговорах. Но нужно ли бизнесменам ориентироваться на эти громкие имена?

Лично у меня куда большую симпатию и уважение вызывают именно те бизнесмены, которые пусть и менее заметны и богаты, но ежедневно работают и занимаются своим любимым делом.

Скажем, в телекоммуникационных компаниях есть масса людей состоятельных и очень успешных, которые добились высот не за счет обладания каким-то активами, полученными неясным путем, а благодаря своим усилиям, в ходе карьерного роста, по мере которого их профессиональные качества были высоко оценены, и потому им предложили занять руководящие должности. Эти люди не настолько пресыщены деньгами, как те же олигархи, перед ними стоят конкретные вызовы, которые заставляют их работать изо дня в день, добиваться новых успехов, и делать это с интересом.

Вообще, с крупными бизнесменами очень любопытная ситуация. В определенный момент многие из них достигают того уровня, когда им нужно выбирать — оставаться управленцами или идти в политику и во власть, понемногу отходя от непосредственного управления компанией. По составу Государственной Думы или Совета Федераций можно увидеть, как много там по-настоящему обеспеченных людей.

Бизнесменов второй группы, которые не слишком стремятся во власть, в нашей стране, что вполне естественно, гораздо больше, и для них в первую очередь важны проблемы собственного бизнеса, хотя и пиар, безусловно, имеет большое значение. Но обычно появление их имен и фамилий в общественной сфере связано с новостями компаний, крупными отраслевыми событиями, а не со скандалами, как это было с Прохоровым и Куршавелем, или, как в случае Абрамовича, когда речь идет о покупке огромных яхт или знаменитых зарубежных футбольных клубов. Бизнесменам второй группы гораздо проще создать себе хорошую репутацию, поскольку за ними не тянется шлейф скандалов, несуразиц и слухов. Один из примеров из второй группы — Александр Изосмов, бывший генеральный директор “ВымпелКома”, который хоть и участвовал в государственных программах и является более чем обеспеченным человеком, при этом не был замечен в каких-либо скандальных историях; существующий вокруг него ореол — это, прежде всего, ореол эффективного и талантливого менеджера.

Таким образом, есть два основных пути к известности, доступных крупному бизнесмену, — ставка на профессиональные качества, амбиции и успехи компании, которые сами прославляют ее топ-менеджера, либо ставка на мощный пиар. Конечно, второй способ зачастую более эффективен, когда нужно быстро сделать, чтобы имя человека оказалось на слуху, но обычно мощный пиар также неизбежно приносит имиджевые потери и в конечном счете приводит к потере уважения со стороны населения и отчасти коллег.

Если говорить о том, кого уважаю я сам, то мне нравятся те бизнесмены, которые живут по принципу “меньше слов, больше дела” — я считаю, что за человека даже в такой волчьей среде, как большой бизнес, должны говорить его поступки и реальные достижения, и если они достойны, тогда даже непримиримые конкуренты будут отзываться о таком управленце с уважением. Я за тех бизнесменов, которые постоянно трудятся, обеспечивая миллионы людей рабочими местами, а их компании становятся опорой все еще довольно слабой экономики нашей страны.

Денис КУСКОВ