По данным DZ Bank финансовые сбережения частных домохозяйств Германии выросли за минувший год до рекордных 7,1 трлн евро против самых высоких показателей доли сбережений 1991 и 1992 годов в размере 12,9%. Вместе с тем финансисты мира прогнозируют бум потребительской активности, как только коронавирусная ситуация стабилизируется. Исключением из глобальных потребительских настроений не стала и Украина. Отечественный ритейл переживает сложные времена. Однако сфера розничной торговли остается наиболее стабильной частью экономики, гарантирующей в том числе и национальную продовольственную безопасность. О текущей ситуации и перспективах сегмента розничной торговли мы поговорили с сооснователем Ассоциации ритейлеров Украины (RAU.UA) Андреем Жуком.
Доля ритейла стремительно растет
— Какую роль в структуре экономики страны играет сегодня ритейл? Выросла ли доля отрасли в ВВП в период пандемии?
— Доля ритейла в экономике очень серьезно растет. Если раньше, лет 10 назад, в топ-10 компаний Украины и близко не было представителей ритейла, то сегодня мы видим в лидерах экономики торговую сеть “АТБ”, которая в 2020 году задекларировала оборот практически в 150 млрд грн. Это говорит о том, что ритейл прочно закрепился на лидирующих позициях, и, помимо “АТБ”, в топ-100 ведущих компаний Украины входят около 15 крупных ритейлеров, в том числе и автозаправочный бизнес. Ритейл — большая сфера, которая включает в себя и торговые центры, и смежников (поставщиков оборудования, логистики). Таким образом, сегодня в данном сегменте задействован каждый пятый работающий в стране человек. Сейчас доля ритейла в экономике Украины составляет приблизительно 20%.
— В последнее время мы наблюдаем высокую инвестиционную активность на рынке розничной торговли (процессы слияния/поглощения, развития сетей путем расширения). Особенно это заметно в сегменте сетевого ритейла. С чем это может быть связано?
— Я вижу эти сигналы. Мы зафиксировали крупную сделку для украинского рынка — покупку Novus сети Billa. Таким образом, Novus очень серьезно нарастил количество своих магазинов и это существенно усилит конкуренцию Novus с их основным конкурентом в Киеве — сетью “Сильпо”. Во-вторых, в начале прошлого года мы зафиксировали покупку “Простором” сети “Космо”. Таким образом, у нас есть две большие сделки по поглощению и слиянию. Это, на самом деле, достаточно неплохой сигнал. Но я бы не был чрезмерно оптимистичен, утверждая, что в Украине в инвестиционном плане все расцвело. К нам, к сожалению, очень мало заходят международные сети. В рамках мировой или даже европейской экономики, объемы инвестиционных операций в Украине — это копейки. Кстати, была еще одна сделка, о которой мало кто говорит — “Люксоптика” продала часть компании французскому игроку. То есть, подытоживая вышесказанное, я подтверждаю оживление на рынке, но говорить о глобальных позитивных процессах было бы некорректно. Рынок все еще малопривлекателен.
Ритейл как гарант продовольственной безопасности
— Действительно ли в условиях локдауна организованный сетевой ритейл стал одним из немногих бизнесов, где сотрудников не переводят на удаленку, и который, тем самым, обеспечивает постоянную занятость, являясь фактором снижения социальной напряженности?
— Я разобью вопрос на две части. Да, те компании, которые не закрывались во время локдаунов, в частности торгующие продуктами питания, зоомагазины, аптеки, действительно не уволили ни одного сотрудника, не перевели на удаленку и сохранили уровень заработных плат. Если говорить о второй категории магазинов, которые попали под ограничения, год назад практически всех линейных сотрудников (продавцов, охранников и т. д.) они отправляли на удаленку и снижали зарплаты, причем существенно. Касательно офисных сотрудников — им тоже урезали заработные платы до 50%.
— Можно ли рассматривать организованный продовольственный ритейл как часть системы национальной продовольственной безопасности в условиях пандемии и связанных с ней рисков для населения?
— Безусловно! Год назад, когда в стране царило полное непонимание, что происходит и как будет развиваться ситуация дальше, на рынке преобладали хаос и паника. Вместе с тем ни один продовольственный магазин крупных сетей (той же “АТБ”), не закрылся. Все они работали. Между тем очень сложно обеспечить рабочий процесс, когда в стране не работает общественный транспорт. Ритейлеры были вынуждены тратить достаточно много денег на обеспечение индивидуальных поездок персонала к месту работы и обратно. При этом однако магазины все работали. Это говорит о том, что ритейл действительно является гарантом продовольственной безопасности страны. Добавлю, что торговые сети очень быстро отреагировали на дефицит медицинских масок, дезинфицирующих средств и других товаров, которых не было на прилавках в первые месяцы пандемии. Ритейл оперативно их закупил в достаточном количестве — и по сей день дефицита нет. Это также свидетельствует о том, что ритейл мгновенно и гибко реагирует на потребительский спрос.
Лучшая помощь государства — не мешать
— Насколько значимы для функционирования отрасли и экономики в целом сетевые ритейлеры — как работодатели, налогоплательщики? Можно ли ожидать, что государство оценит стабилизирующую социальную роль ритейла и лидеров отрасли, а система госрегулирования станет менее репрессивной?
— Ритейл очень значим. К примеру, “АТБ” — это 70 тысяч рабочих мест, “Ева” — 30 тысяч рабочих мест. Это достаточно много. Организованный ритейл создает рабочие места! Более того, лидеры рынка пришли в маленькие города. Даже в населенных пунктах с численностью 10—15 тысяч человек сегодня присутствуют магазины этих компаний. Следовательно, и в малых городах они создают рабочие места, выплачивая конкурентную зарплату. Если говорить о госрегулировании, сейчас для отрасли важно, чтобы ей не мешали работать.
Относительно помощи государства: на данном этапе она очень нужна для решения вопроса чрезмерно высокой комиссии эквайринга, которая составляет около 2% от каждой транзакции. Эту комиссию ритейлер платит банку, устанавливающему терминал. Затем она распределяется между банком, который выпустил карту, и международной платежной системой. Это достаточно дорого. Представители ритейла обратились с просьбой к государству, чтобы на законодательном уровне эта ситуация была разрешена, ведь дальше так продолжаться не может.
— Расширение организованной розницы содействует детенизации украинской экономики?
— Так и есть. Я не знаю таких случаев, чтобы в сетевой рознице вам не дали чек. Я не знаю ни одной аптеки, в которой бы не дали чек. Это говорит о том, что все деньги проходят через кассу, и, соответственно, бюджет получает налоги. Таким образом, организованный ритейл вносит свою немалую лепту в “обеление” экономики в целом.
Потенциал роста налоговых отчислений обусловлен борьбой с тенью
— Наравне с развитием отрасли сетевого ритейла можно ли прогнозировать рост налоговых поступлений, есть ли потенциал роста, к примеру у тех операторов, которых вы упоминали — “АТБ”, “Евы”, других крупных сетей?
— В Украине достаточно большая доля несетевого ритейла — рынки, секонд-хенды. Если посмотреть на Польшу, мы не увидим такого количества неорганизованной торговли, как в Украине. Точные объемы никто подсчитать не может, но в среднем доля неорганизованной торговли у нас доходит до 50%. Это бьет по покупателю в первую очередь, так как не имея чека, вы попросту не можете поменять или вернуть некачественный товар. Поэтому с уменьшением доли неорганизованной торговли цивилизованный ритейл будет расти, и, безусловно, это приведет к увеличению отчислений в бюджеты всех уровней. Так, например, корпорация “АТБ” в 2020 году уплатила почти 16 млрд грн. налогов.
— Каковы перспективы роста организованной розницы на ближайшее время: что будет главными факторами роста, а что может стать ключевыми рисками?
— Я уже сказал, что ключ к росту лежит в сокращении доли нецивилизованной торговли. И увеличение присутствия на рынке операторов организованного ритейла открывает огромное поле для дальнейшего развития отрасли. Если говорить о факторах, которые сдерживают рост сегодня — все очень просто: покупательная способность базируется на уверенности людей в завтрашнем дне. И когда этой уверенности нет, человек сокращает свои покупки. Когда по телевизору каждый день говорят о 17 тысячах заболевших и 256 смертях, настроения у большинства людей что-то покупать нет. То есть в такой ситуации даже если у населения есть деньги, уровень продаж моментально падает. Но как только повестка дня меняется — начинают расти продажи.
Поэтому, с одной стороны, пандемия является, безусловно, огромной угрозой. На рынке происходит глобализация: большие становятся еще больше, маленькие — еще меньше и в конце концов уходят с рынка. Пример — то, что произошло с рынком бытовой техники. Помните такие большие сети, как “Мега Маркет”, “АБВ техника”, “Быттехника”, CityCom и другие? Где сейчас эти компании? На рынке остались “Эльдорадо”, “Фокстрот” и некоторые другие. А в будущем, возможно, останется одна сеть, как это произошло в Америке. То же самое происходит и с рынком ювелирного ритейла, где мы видим 2—3 крупных игроков — и все. Но, с другой стороны, это нормальный, цивилизованный путь, который проходят многие страны.
Говоря о продовольственном ритейле: в Украине примерно 165 компаний, занимающихся продажей продуктов питания. И это свидетельствует о том, что рынок продовольствия в Украине достаточно большой и стабильный. Кроме крупных известных игроков на рынке присутствует множество более мелких компаний, которым интересно заниматься этим бизнесом.