Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/strelka_s_rinatom.html?print

Стрелка с Ринатом

Василий ПЕТРУК 09:36 29 января 2013 года
Выделение транспортного бизнеса Рината Ахметова в единый “Трансинвест Холдинг”, решение о котором было принято в конце прошлого года, может иметь весьма печальные последствия для контрагентов “Укрзалізниці”.

На днях руководство крупнейшего в Украине и одного из четырех в СНГ производителей стрелочных переводов для железных дорог — ПАО “Днепропетровский стрелочный завод” (ДнСЗ) — заявило о том, что уже три месяца не получает с принадлежащего Ринату Ахметову меткомбината “Азовсталь” (г. Мариуполь) необходимую ему продукцию.

По словам председателя и одного из миноритарных акционеров ДнСЗ Сергея Тараненко, остановка поставок остряковых рельс монополистом по их производству в Украине “Азовсталью” привела к недопоставке “Укрзалізнице” около 1 тыс. комплектов стрелочных переводов и в долговременной перспективе угрожает безопасности перевозок на железных дорогах Украины.

Построенный в 1916 году ДнСЗ является старейшим стрелочным заводом в СНГ и основным поставщиком этой продукции для “Укрзалізниці”, а также, наряду с Муромским и Новосибирским стрелочными заводами в России, одним из ключевых игроков на постсоветском рынке железнодорожных стрелочных переводов и других комплектующих для верхнего строения путей. Завод также продаёт переводы промышленным предприятиям, метрополитенам и коммунальному хозяйству.

Однако в последнее время в интернете появились “непроверенные данные” о продаже акционерами ДнСЗ акций этого предприятия “Метинвесту”. И эту информацию владельцы завода считают предвестником будущих неприятностей и свидетельством передела рынка комплектующих железнодорожного назначения.

В частности, еще один миноритарий ДнСЗ Загид Краснов заявил о том, что ни одна акция не продана на сторону, и главные акционеры и не собираются этого делать, поскольку завод является для них большой ценностью. А по словам г-на Тараненко, после того, как “Азовсталь” отказалась сотрудничать с предприятием, объем производства на ДнСЗ упал на 20%. Выпуск продукции заводом просел бы еще больше, если бы не удалось частично заменить недостающие комплектующие произведёнными в РФ. Перспективы деловых связей с украинским поставщиком остряковых рельс на ДнСЗ считают открытыми и собираются обратиться в Антимонопольный комитет Украины, чтобы с его помощью добиться возобновления отношений с мариупольским меткомбинатом.

По информации с официального сайта Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (smida.gov.ua), по данным на 3-й квартал минувшего года более 71% акций ДнСЗ примерно в равных долях были сконцентрированы в руках четырех физических лиц — Сергея Тараненко, Загида Краснова, Игоря Левина и Мирона Сосновского. Предприятие два последних года не публиковало финансовую отчетность. Но в 2010 году ДнСЗ принес своим акционерам 568 млн. грн. чистого дохода и более 69 млн. грн. чистой прибыли.

Между тем нынешняя расстановка сил в АМКУ, который возглавляет социалистический “свадебный генерал” Василий Цушко, а реально делами комитета занимается бывший донецкий прокурор Рафаэль Кузьмин, вряд ли позволит днепропетровцам получить реальную поддержку антимонопольного ведомства, и скорее будет напоминать звонок в рельс для привлечения внимания участников рынка к сложившейся ситуации. Тем более, что отказ “Азовстали” поставлять свою продукцию ДнСЗ в холдинге Рината Ахметова наверняка пояснят планами развития собственного стрелочного производства. В бизнес-империи самого богатого донецкого бизнесмена этим занимается ООО “Керченский стрелочный завод” (КСЗ), созданный в начале 90-х на базе одного из цехов местного металлургического завода. Поэтому с точки зрения финансовой доходности своего бизнеса поставлять конкуренту рельс для производства стрелочных переводов холдингу Ахметова действительно не вполне логично.

Тем более, что участники рынка говорят, что в отличие от днепропетровских “стрелочников”, керченские не способны самостоятельно закрыть даже национальный рынок стрелочных переводов, не говоря уже о международном. Завод в Крыму изначально создавался для удовлетворения внутренних потребностей путейского хозяйства промышленных предприятий, а не магистральных железных дорог. Ныне он пока не способен обеспечить “Укрзалізницю” переводами для скоростного движения и некоторыми другими позициями этой специфической продукции.

Тем не менее амбиции у КСЗ более чем серьёзные. Об этом свидетельствует подписанный в прошлом году контракт на поставку “Укрзалізнице” продукции более чем на 300 млн. грн. и сертификат соответствия Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ на стрелочные переводы для промышленных предприятий России.

Да и начатая в прошлом году торговая война с днепропетровскими “стрелочниками”, видимо, не случайно совпала с выделением СКМ в единый холдинг активов транспортного направления. Месяц назад КСЗ и ООО “Донбасское транспортно-промышленное предприятие” (“Донпромтранс”) вошли в состав новой компании “Трансинвест Холдинг”, который возглавил экс-председатель правления криворожского Северного ГОКа Андрей Шпилька. Хотя ранее они управлялись “Лемтрансом”.

Тогда необходимость создания отдельного транспортного холдинга менеджеры Ахметова объяснили прежде всего большой протяженностью внутренних железнодорожных путей на предприятиях группы (более 3,5 тыс. км) и необходимостью их постоянного обслуживания, ремонта и замены на них стрелочных переводов. Однако теперь уже ясно, что внутренними подъездными путями своих комбинатов и предоставлением аналогичных услуг другим заводам деятельность “Трансинвеста” не ограничится. Новое детище Рината Ахметова сразу же взялось за укрепление собственных позиций на рынке магистральных железнодорожных линий, желая подмять под себя не отличающийся значительной конкуренцией олигопольный рынок стрелочных переводов.