В настоящее время основным источником вторичных металлов в стране принято считать ставшие частными и обанкротившиеся заводы, избавляющиеся от излишков станков и устаревшей техники. Тем не менее, специалисты отрасли считают, что это не так. Главным владельцем лома по-прежнему является государство в лице Минобороны, “Укрзалiзницi” и предприятий военно-промышленного комплекса. В ГМК государство продолжает быть владельцем металлолома, находящегося в отвалах и шламохранилищах комбинатов. По некоторым оценкам, накопленный Украиной металлофонд составляет около 350 млн. тонн черных и 10 млн. тонн цветных металлов. Из них до 80 млн. тонн черного и 2 млн. тонн — цветного лома можно использовать вторично. В существующих ценах — это около 20 млрд. долларов.
По мнению президента Юго-Восточной региональной Ассоциации “Втормет” Владимира Гончаренко, мощности по переработке лома компаний-лицензиатов в Украине составляют всего лишь 3 млн. тонн, тогда как в минувшем году было собрано 9,3 млн. тонн “черного” и 300 тыс. тонн “цветного” лома. При этом даже эти статистические данные страдали неполнотой, поскольку не учитывали сотни литейных производств, также переработавших немало вторичного металла. В среднем, пропорция зарегистрированных и подпольных пунктов сбора лома оценивается — 1 к 8. Официально, в сфере сбора и переработки металлолома задействовано около 30 тыс. человек, тогда как неофициально в эту деятельность вовлечено до 1 млн. жителей Украины.
Мероприятия, предложенные “белыми” металлоломщиками неизбежно приведут к укрупнению рынка и специализации компаний на сборщиков и переработчиков. Компании, получившие статус специализированных и, соответственно, преференции в своей деятельности в виде разрешений на поставки вторичного металла металлургам и его экспорт, должны обладать мощностями по приемке, хранению и качественной переработке всех видов лома и отходов. Предприятия, таковых мощностей не имеющие, будут работать на правах приемных площадок. Авторы предложений по детенизации предлагают ввести в отрасли стандарты бухгалтерской отчетности, провести масштабную инвентаризацию всех шлаковых отвалов и свалок – источника значительной части дармового лома и отменить НДС на всех стадиях работы с вторичными металлами, тем самым, отменив даже намек на дотирование бизнеса со стороны государства. В настоящее время официально, в стране сбором и переработкой лома черных металлов занимаются 1550 предприятий и 3100 приемных пункта, цветных — 880 и 1370 соответственно. Не исключено, что после укрупнения их число сократится на порядок. При этом многим видным компаниям придется инвестировать в закупку оборудования по переработке и транспорт.
К счастью, сегодня, пожалуй, никто, кроме авторов предложения по оздоровлению рынка не заинтересован в реализации этих мероприятий. Многие госчиновники, в основном, силовики и контролирующие органы, имеет “гешефт” с этого бизнеса, курируя нелегальные приемные пункты и выдавая им разрешения на деятельность. Металлурги крайне не заинтересованы в падении оборотов лома, поскольку это позволяет отрасли снижать расходы при выплавке стали, и опасаются, что усилившиеся переработчики лома начнут диктовать им цены. Кроме того, государство, прежде чем укрупнять рынок, должно подумать, куда деть армию сборщиков?