Злые языки утверждают, что первоначально вопрос о маленькой стоимости приватизации ДМК имени Дзержинского поднял на своей вечеринке в Давосе Виктор Пинчук. Именно он, обосновывая свой тезис о том, что за “Криворожсталь” заплачено больше нежели за любой отечественный металлургический комбинат привел “Дзержинку” в качестве наглядной базы для сравнения (оба комбината были приватизированы с разницей в полугодие). Правда, потом эта информация тщательно опровергалась Виктором Михайловичем, но так или иначе против предложенной логики не попрешь: Дзержинка действительно была продана намного дешевле “Криворожстали” (из расчета как стоимости единицы мощностей, так и сопоставления объемов дохода каждого из комбинатов).
Здесь имеет смысл напомнить, как проходил конкурс по продаже 98,81% акций комбината имени Дзержинского. Осенью 2003 года когда были объявлены его условия свои заявки на конкурс направили два участника — корпорация “Индустриальный союз Донбасса” и компания “Приват Интертрейдинг”. Однако последнюю в итоге не допустили к участию в конкурсе, так как она-де не удовлетворяла его дополнительным условиям (требовали, чтобы потенциальный покупатель подал документы, которые свидетельствуют, что он отвечает определению промышленного инвестора и использует для приватизации “чистые” деньги). В начале 2004 года Леонида Кучму заинтересовал тот факт, что конкурс в общем-то по весьма привлекательному объекту смог собрать всего двух участников и даже в этой ситуации одного из них сумели послать. 8 января президент подписал распоряжение создать специальную комиссию и изучить обстоятельства подготовки и проведения конкурса по Дзержинке. В частности, проверить объективность и обоснованность допусловий, выдвинутых к участникам конкурса, в результате чего к участию в нем был допущен только ИСД.
И вот тут начинается самое занимательное. 6 февраля глава президентской Администрации Виктор Медведчук отменяет вышеупомянутое распоряжение президента. Налицо игнорирование принципа субординации как с точки зрения системы власти, так и права. Тем более, что в украинском законодательстве такой орган, как Администрация президента, ее место во властной вертикали и функции толком прописаны не были. То бишь выходит, что неизвестно кто в одночасье отменил распоряжение главы государства.
Тем не менее, сие обстоятельство не смутило Фонд госимущества и он продолжил проведение конкурса. Учитывая, что участие в нем (по версии ФГИ) принимал только одна компания, Фонд провел независимую оценку пакета акций Дзержинки. В итоге комбинат был оценен в 711,5 млн. грн. при номинальной стоимости, выставленного на конкурс пакета акций 587,1 млн. грн. Кроме того, согласно условиям конкурса, ИСД обязан был инвестировать в комбинат 76,5 млн. грн. В итоге Индустриальному союзу Донбасса комбинат обошелся менее чем в 150 миллионов долларов. Для справки: годовой доход меткомбината имени Дзержинского превышает 3 млрд. грн.
В данной истории есть как минимум два интересных момента: почему глава президентской Администрации отменил распоряжение своего шефа и почему Фонд проигнорировал распоряжение президента? Понятно, что в любых коррупционных действиях главное действующее лицо — деньги. Однако, понятно, что их не у каждого возьмешь — необходимо как минимум доверие к человеку. В ситуации с Дзержинкой им стал хозяин Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук. С Михаилом Чечетовым Виталий Анатольевич работал в правительстве до конца 2003 года и, как говорят, каждую субботу вызывал к себе главу Фонда для отчета. Что же касается связей Гайдука и эсдеков, то они носят гораздо более долгий характер. Чего только стоит факт невмешательства Минтопэнерго образца 2002 года (в ту пору его как раз возглавлял Гайдук) в процесс отъема бизнеса у Константина Григоришина эсдеками и “лужниковскими”. Данное ведомство просто сделало вид, что на добром десятке украинских облэнерго ничего не произошло. Там же, где это было необходимо, представители Минтопэнерго голосовали так, как это было необходимо эсдекам и их новоявленным русским партнерам. Позднее “объединенные” по-царски отблагодарили Виталия Анатольевича отдав ему свою квоту в формирующемся Кабинете министров Януковича — должность вице- премьера по ТЭК.
Конечно, реприватизировать Днепровский меткомбинат новой власти будет непросто. В конце концов, это собственность ни какого-то Рината, а уважаемых людей — спонсоров оранжевой революции (видимо, это про Гайдука придумали поговорку “наш пострел везде поспел” — с Медведчуком и Кучмой дружил и одновременно против них воевал). За Индустриальный союз Донбасса уже даже замолвлено слово поддержки лично Виктором Ющенко в процессе приватизации Huta Czestochowa. Налицо чистый конфуз: в то время как ИСД при поддержке украинского государства покупает польский меткомбинат, это же самое государство у этой же самой ФПГ начинает забирать украинский меткомбинат. Не логично получается.
Однако все помнят, что обещала новая власть — перед законом все будут равны. Например, “Приват Интертрейдинг ”, который, как и ИСД подавал заявку на конкурс по продаже Дзержинки. Тем более что группа “Приват” тоже участвовала в финансировании “оранжевой” революции и, следовательно, власть может рассудить всех претендентов на меткомбинат имени Дзержинского исходя не из своих политических предпочтений, а что называется по совести.
Понятно, что вслед за “Криворожсталью” возможен процесс реприватизации не только Днепровского меткомбината, но и остальных активов ИСД в черной металлургии. Допустим, последнего госпакета Алчевского меткомбината. Напомним, что четверть акций этого объекта была отдана Фондом госимущества менее чем за 1 млн. долларов (для справки: доход этого предприятия по итогам 2003 года превысил 2,5 млрд. грн.). Не забудем и о заводе имени Петровского, 42% которого были приобретены ИСД у Фонда госимущества всего за 65, 8 млн. грн., а через некоторое время проданы Индустриальным союзом Донбасса уже упомянутому “Приват Интертрейдингу”. Интересно, как в данном случае поступит государство — ограничится наказанием ИСД или пойдет дальше и вернет пакет в госсобственность, обидев тем самым и “Приват”?