Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/Kak_Rinat_deokkupiruet_Donbass.html?print

Как Ринат деоккупирует Донбасс

Петр БАБИЧ 12:50 15 сентября 2021 года
Лоббисты Ахметова разработали и занесли в Раду проект “Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины” в пику ранее поданному правительственному документу. Даже поверхностный анализ позволяет понять, какие черти пляшут в черепной коробке бывшего “хозяина Донбасса”.

Параллельно свой законопроект “Об особенностях госполитики переходного периода” внесен 7 нардепами “Евросолидарности” Петра Порошенко. Он не выглядит реальной альтернативой кабминовскому “О госполитике переходного периода” и в основных положениях повторяет законопроект команды Зеленского.

Посему сосредоточимся на “Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины”. Его официальный автор — внефракционный депутат Виктория Гриб, которая баллотировалась в Раду от “Оппозиционного блока” Ахметова. В середине июля эта экс-руководитель по соцразвитию ООО “ДТЭК” возглавила в парламенте межфракционное депутатское объединение “Национальная платформа примирения и единства”. Формальным инициатором создания МФО в Раде стал известный донецкий комик, лидер Национальной платформы примирения и единства Сергей Сивохо.

“Национальная платформа примирения и единства” объединила главу Комитета ВРУ по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Дмитрия Лубинца, народных депутатов от фракции “Слуга народа” Ирину Верещук, Александра Качура, Юлию Яцык, от ВО “Батькивщина” Алексея Кучеренко, внефракционных народных депутатов Вадима Новинского, Сергея Магеру и других. Практически всех их традиционно относят к лоббистам интересов Ахметова.

Именно Нацплафторма разработала законопроект “Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины”. Организация Сивохо активно пиарит его в соцсетях, утверждая, что главный смысл ее документа в том, чтобы  “вернуть людей, а с ними — и территории!” и он является “единственной адекватной альтернативой” правительственному.

Законопроект “ахметовских” действительно немало отличается от кабминовского, хотя частично и заимствует его фразеологию (в частности, понятие “переходного периода”). Так, в тексте не упоминаются Минские соглашения, однако основные вопросы урегулирования предполагается решать на основе 1) резолюции Совбеза ООН № S/RES/2202 (2015) от 17.03.2015, которой одобрены Минские соглашения и куда они включены как приложение, 2) украинского закона “Об особом порядке местного самоуправления”.

В законопроекте не используется термин “оккупированные” территории (только “неподконтрольные”), нигде не говорится напрямую о “российской агрессии”, и нет положений об ограничении хождения российского рубля.

Однако нет и полного разрыва с идеологией правительственного проекта. В частности, существует норма о запрете “представителям государства — участника вооруженного конфликта” и других стран членов ОДКБ участвовать в миротворческих администрациях. Никаких новых переговорных механизмов проект не предлагает.

В то же время предлагается создать должность Уполномоченного по делам неподконтрольных территорий, который назначается Кабмином по итогам конкурса.

Гарантируется право на социальные выплаты для всех жителей неподконтрольных территорий, но не прописан механизм гарантий и не предполагается создание такого механизма.

Проект не предполагает автоматического признания свидетельств о рождении, смерти и браке, выданных “ДНР” и “ЛНР”. На их основе можно получать соответствующие украинские документы, но процедура здесь не очевидна.

С момента установления Украиной эффективного контроля над неподконтрольными территориями на них действует спецрежим инвестиционной деятельности сроком на 25 лет.

Люстрация не предполагается.

Допускается создание переходных администраций, в том числе и международных (это совпадает с правительственным законопроектом).

После восстановления украинского контроля предполагается охрана и защита подразделениями МВД отдельных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и государственное управление. Перечень таких объектов очень широк и подробно прописан — от предприятий жизнеобеспечения до музеев. Здесь очевидно сквозит желание Рината Ахметова и его друзей сохранить свою собственность в ОРДЛО. Реализация данной нормы на практике легализирует присутствие наших силовиков на пока еще не неподконтрольном Донбассе.

Под амнистию не подпадают геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Перечень не подпадающих под амнистию преступлений меньше, чем в правительственном проекте, однако предполагается что он может быть расширен на основании закона. Кроме того, говорится, что эти преступления не подлежат помилованию, чего в правительственном проекте нет.

Среди “мер по недопущению повторной потери контроля над отдельными территориями Украины” указано “осуществление эффективного консенсусного правового регулирования, в частности, в сфере языковой и религиозной политики, а также сохранения исторической памяти украинского народа”. То есть задекларирована необходимость пересмотра существующей гуманитарной политики страны.

Очевидно, что в таком виде законопроект “Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины” принят быть не может, но позволяет рассказывать местному электорату (как минимум — на подконтрольной территории), что Ринат “старается”.