Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Преоценка ценностей

[13:50 15 июня 2005 года ] [ Столичные новости, №22 (359) ]

Одна из самых обсуждаемых и болезненных тем в украинской политике — реприватизация “проблемных” предприятий.

Многие европейские страны, которые в свое время проводили и приватизацию, и реприватизацию, столкнулись со многими трудностями. Украина, похоже, не станет исключением.

По подсчетам специалистов, процесс приватизации охватывает очень незначительное число граждан страны — менее одного процента. Поэтому неудивительно, что после этого остается много недовольных — тех, кто хотел бы поучаствовать в приватизации, но не смог. Как правильно заметил представитель Фонда госимущества Чехии, “проблемы приватизации есть в каждой стране, и в основном они касаются тех 99,9% населения, которые не смогли поучаствовать в этом процессе”. Поэтому в последующей реприватизации заинтересованы многие.

Однако в любом вопросе, особенно в таком сложном и проблемном, нужно государственное мышление. Это поняли уже во многих странах, и я очень надеюсь, что Украина тоже придет к этому пониманию. В свое время послевоенная Германия провела приватизацию, в рамках плана Маршалла по восстановлению страны. Немецкие предприятия продавались за одну марку! Естественно, со значительными инвестиционными обязательствами со стороны будущих владельцев этих предприятий. Другими словами, те, кто покупал эти предприятия, обязывались создать определенное количество рабочих мест, поднять предприятие, наладить товарооборот и так далее. И хотя это было явно непопулярное решение, но, как показала практика, очень мудрое и дальновидное.

Что мы имеем сегодня в Украине? У каждого из нас есть основания полагать, что вся денежная приватизация в стране проходила с определенными нарушениями. Конечно, есть предприятия, которые сейчас на слуху, та же “Криворожсталь” или другие монстры отечественного бизнеса. Но что делать с предприятиями, включенными в некий “реестр” о пересмотре условий их приватизации, на которых, как говорится, остановилась жизнь. Ведь на них лежит тень подозрения, а, значит, о перспективных планах развития можно забыть. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не остановится процесс пересмотра приватизации. Так нет ли опасности, что это создаст дополнительную среду для коррупции: возникают соблазны для решения вопросов “привычным” способом: дать взятку, чтобы определенное предприятие включили в список или выключили из него? Сомневаюсь, что такая ситуация благотворно повлияет на инвестиционный климат в Украине. Поэтому подчеркиваю: нам нужно мыслить системно и выбирать правильные направления, в том числе, и в вопросах реприватизации.

Возьмем пример Великобритании. В определенный период в стране тоже возникли разговоры о том, что приватизация многих предприятий была проведена не совсем безгрешно. Английские парламентарии ломали голову, что делать, и пришли к выводу, что нужно оштрафовать все предприятия на 23% от стоимости приватизации. Все без исключения. И логика была не в том, чтобы собрать дополнительные средства в бюджет, а в том, чтобы создать равные условия для всех владельцев предприятий.

В Украине мы наблюдаем ту же проблему: на протяжении последних лет были распроданы основные фонды многих предприятий, при этом зачастую использовались разные методы, чтобы избежать выполнения прозрачных процедур приватизации: доведение предприятий до банкротства, дальнейшая опись наиболее прибыльных активов обанкротившихся предприятий, их продажа по заниженным ценам на сфальсифицированных аукционах.

Это, в свою очередь, привело к непоступлению в госбюджет денежных средств в крупных размерах и распространению взяточничества.

Рассуждая над этой проблемой и исходя из опыта демократических стран, приходишь к выводу, что нам нужно провести дооценку приватизированных с 1996 года объектов государственной собственности и доплатить средства в государственный бюджет в размере 20% от стоимости этих объектов приватизации.

Именно в этом состоит главная суть моего законопроекта “О внесении изменений в Закон Украины “О приватизации государственного имущества” (относительно доплаты за приватизацию государственного имущества).

Понятно, что этот проект труднопроходимый: слишком много заинтересованных владельцев предприятий, которые ни за что не согласятся расстаться со своими деньгами, пусть даже на общих основаниях. Однако принятие его позволит снять социальную напряженность в обществе, связанную с непрозрачной приватизацией и установить справедливость относительно равенства всех субъектов права собственности перед законом. И, кроме того, это позволит увеличить доходную часть госбюджета на 2006 год, а средства, полученные в качестве доплаты, направить на возвращение гражданам сбережений, увеличение кредитования малого и среднего бизнеса, выполнение социальных программ.

Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат Украины
Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.