Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Киев играет против “Газпрома”

[09:36 28 сентября 2007 года ] [ Экономические известия, №168, 28 сентября 2007 ]

Украина заинтересована в том, чтобы остановить строительство второй очереди газопровода Nord Stream, который должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию.

Это необходимо, считают в Минтопэнерго, чтобы “Газпром” не смог сократить объемы транспортировки топлива в ЕС через украинскую газотранспортную систему (ГТС).

Руководитель пресс-службы Минтопэнерго Константин Бородин сообщил, что во время переговоров главы топливного ведомства Юрия Бойко с министром экономики и технологий Германии Михаэлем Глоссом, которые прошли в среду в Одессе, была сделана “попытка простимулировать немецкую сторону добиться прироста поставок российского газа с украинского направления, а не через газопровод Nord Stream”. Участники переговоров обсуждали возможности гармонизации проекта расширения мощностей украинской ГТС в рамках консорциума по ее управлению со строительством магистрали Nord Stream.

Предполагается, что это будет второй этап украинско-немецкого сотрудничества в рамках консорциума. Первым этапом расширения ГТС должно стать сооружение газопровода Богородчаны — Ужгород при поддержке “Газпрома”, который позволит к 2010 г. увеличить пропускную способность ГТС в ужгородском направлении на 20 млрд. куб. м.

В течение нескольких лет строительство ветки Богородчаны — Ужгород откладывается из-за заявлений “Газпрома” о необходимости передачи в управление консорциума всей украинской ГТС и несогласия с этим украинской стороны. Осенью 2004 г. “Газпром” и “Нефтегаз” начали активную подготовку к строительству ветки и даже отобрали подрядчиков (генподрядчик — “Нефтегазстрой”). Однако несколько депутатов Верховной Рады подали в Конституционный суд представление с просьбой истолковать юридическую силу договора между компаниями и признать необходимость его ратификации на уровне парламента. После президентских выборов Украина и Россия так и не договорились о строительстве ветки, проект был заморожен.

По оценкам “Нефтегаза”, если консорциум запустит новую ветку Богородчаны — Ужгород, объемы прокачки газа по территории Украины увеличатся до 140 млрд. куб. м в год. Стоимость проекта — не менее 1,5 млрд. долларов. Общая пропускная способность нашей ГТС на выходе достигает 178,5 млрд. куб. м в год, и они могут быть полностью востребованы “Газпромом” для удовлетворения постоянно растущего спроса в Европе.

Строительством магистрали Nord Stream занимается “Газпром” совместно с немецкими компаниями BASF и E. ON. Ожидается, что первая нитка магистрали будет введена в эксплуатацию в 2010 г. Ее ежегодная пропускная способность составит 27,5 млрд. куб. м. Также предусматривается строительство второй нитки газопровода, которая позволит вдвое увеличить объемы транспортировки топлива по Nord Stream — до 55 млрд. куб. м в год.

Целевыми рынками поставок по этой магистрали являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания. Если она заработает на полную мощность, то “Газпром”, как полагают в Минтопэнерго, сможет уменьшить транзит газа по украинской ГТС, а наша страна в результате утратит доминирующие позиции в транспортировке российского газа в европейские страны.

В министерстве считают, что это утверждение особенно актуально с учетом того, что к 2010 г. “Газпром” планирует ввести в эксплуатацию три новых трубопровода в обход Украины (кроме Nord Stream, в планах российской монополии также строительство магистрали “Южный поток” и второй очереди “Голубого потока” по дну Черного моря). По этим трубопроводам “Газпром” планирует поставлять на европейские рынки около 100 млрд. куб. м газа в год.

Сейчас через Украину в Западную Европу поступает более 80% экспортируемого российского газа. По данным “Укртрансгаза”, в 2006 г. в европейском направлении через нашу ГТС было транспортировано 113,8 млрд. куб. м газа, при общем объеме экспорта “Газпрома” в страны ЕС 161,5 млрд. куб. м. Доходы Украины от газового транзита составили около 2 млрд. долларов.

ООО “Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины” с долями по 50% у Украины и России было создано в 2002 г. по инициативе президента Леонида Кучмы. Официально объявленной целью консорциума стало привлечение инвестиций в модернизацию и развитие украинской ГТС, которая объединяет 36 тыс. км газопроводов, 79 компрессорных станций и 13 подземных хранилищ. Москва и Киев не против привлечения к управлению этим огромным хозяйством также европейских энергокомпаний, среди которых назывались немецкий Ruhrgas и французский Gas de France.

Светлана ДОЛИНЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.