Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Минэкономики потеряло контроль

[09:34 14 марта 2006 года ] [ Коммерсант-Украина, №41 (159) ]

Сегодня вступают в силу изменения в закон “О закупке товаров, работ и услуг за госсредства”.

Согласно документу, Минэкономики теряет монопольное право проведения закупок за бюджетные средства, передавая эти полномочия целому ряду ведомств, в частности, Антимонопольному комитету Украины и Верховной раде. В Минэкономики считают, что новые правила усложняют процедуру проведения госзакупок и могут привести к ухудшению финансовых показателей госпредприятий. При этом эксперты уверены, что изменения позволят депутатам получить контроль над системой госзакупок, воспользовавшись противоречивыми нормами законодательства.

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила проведения закупок за счет бюджетных средств. Согласно вступившим в силу изменениям в закон “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”, главный регулятор системы госзакупок — Министерство экономики — теряет свои полномочия. А специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросу координации госзакупок становится Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Помимо него, контролировать госзакупки смогут также Госказначейство, Счетная и Тендерная палаты. Примечательно, что в список ведомств, которые будут причастны к проведению торгов попала Верховная рада. Напомним, что соответствующие поправки в закон о госзакупках ВР приняла 15 декабря 2005 года. Однако документ ветировал президент Виктор Ющенко. 21 февраля 2006 года депутаты преодолели вето президента.

В госбюджете-2006 на закупку товаров, работ и услуг за госсредства заложено 27 млрд грн. Участниками торгов являются четыре тысячи предприятий, не менее 50% акций которых принадлежат государству. Вчера представители Минэкономики заявили, что принятые изменения значительно усложнят проведение ими госзакупок. Как сообщила Ъ директор департамента координации госзакупок Минэкономики Светлана Нежнова, процедура теперь будет длиться не 10, а 60 дней. “Не каждое предприятие может проводить торги без срыва производственного процесса, а несвоевременное проведение госзакупок как раз к этому и приведет, — сообщила госпожа Нежнова. — То есть автоматически уменьшатся поступления налогов в госбюджет, ухудшатся макроэкономические показатели, даже начнется развитие инфляционных процессов”.

Кроме того, представители Минэкономики считают, что перераспределение функций контролирующих органов привело к дублированию их полномочий. При этом совершенно не ясно, кто теперь будет разрабатывать нормативные акты, без которых новый закон невозможно применить на практике. “Сегодня деятельность сферы госзакупок регулирует более 30 поднормативных актов, которые привести в соответствие с новыми изменениями за месяц просто нереально, — заявила госпожа Нежнова. — Так как Минэкономики к госзакупкам не имеет больше отношения, оно этим и не занималось. Этот вопрос подвешен и сейчас пойдут нарекания от предприятий, по каким же схемам им работать”.

По мнению Светланы Нежновой, проголосовав за этот закон, депутаты пролоббировали собственные интересы и получили право на всех этапах вмешиваться в процедуру проведения закупок. “Контролировать сферу госзакупок теперь возможно через АМКУ, глава которой с вступлением в силу конституционной реформы будет назначаться через Счетную палату, которая находится в структуре Верховной рады”, — объяснила госпожа Нежнова.

По мнению экспертов, изменения, расширяющие полномочия народных депутатов, для предприятий могут обернуться убытками. “Усложненная процедура госзакупок может привести к коллапсу предприятий. Иногда тендер нужно провести в достаточно короткие сроки, а по некоторым товарным группам не может быть задержек, — уверен экономист-аналитик Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Виталий Ваврищук. — Поэтому компании, которые принимают участие в тендере, могут захотеть повлиять на чиновников, чтобы в их отношении процедура была быстрее, а результаты конкурса принимались в их пользу”.

В то же время увеличение количества органов, контролирующих процесс, может усложнить оспаривание результатов тендера, что приведет к злоупотреблениям. “У Тендерной палаты будут сконцентрированы огромные ресурсы, и возникает вопрос, как она будет строить свои отношения с участниками госзакупок”, — недоумевает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Примечательно, что вчера новый закон негативно оценили и представители Всемирного банка (ВБ). В официальном пресс-релизе ВБ сказано: “Новая законодательная база не согласовывается с международной практикой по ведению госзакупок. А новый закон создает конфликт, наделяя ВР полномочиями, которые принадлежат исполнительной ветке власти”. При этом, по мнению экспертов ВБ, нормы закона могут негативно повлиять на обсуждение вопроса о вступлении Украины в ВТО.

Наталья НЕПРЯХИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.