— Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Украине? В чем, по вашему мнению, главная причина такого состояния вещей?
— Прежде всего, должен отметить, что сегодня нужно говорить не только о политической ситуации, но в совокупности с экономической. Украина, как и остальной мир, стоит перед лицом очень серьезного финансового и экономического кризиса. И, чтобы справиться с ним, Украине понадобятся: определенная сила в политическом плане, политическое единство в принятии антикризисных решений. Сейчас в Украине находятся представители МВФ, которые анализируют сложившуюся ситуацию. МВФ может оказать существенную помощь стране, если она сама готова предпринять трудные шаги и решения, чтобы выбраться из кризиса.
Сегодня мы фактически не имеем действующего указа о новых парламентских выборах. Прошло хорошее заседание Совета нацбезопасности и обороны для выработки плана по противодействию экономическому кризису, после чего президент Виктор Ющенко отозвал свой указ и издал новый. Затем премьер Юлия Тимошенко выступила с предложением серьезных антикризисных шагов. Следующее слово — за Радой.
— Чем МВФ может помочь Украине?
— Предоставить финансы для стабилизационного фонда страны, что повысит доверие к вашей банковской системе. Наличие этих резервных фондов дало бы уверенность импортерам и экспортерам в балансе проплат, в частности, в том, что Украина сможет оплатить импорт.
— Есть версия, что путем кризиса США пытаются списать свой федеральный внешний долг, который составляет сегодня 2,6 трлн. из 13,8 трлн долл. общего федерального долга.
— Это абсолютная чепуха. На самом деле США сами очень страдают от финансового кризиса. Он настолько сказался на стране, что требуется полная мобилизация всех сил, в том числе и политических, чтобы с этим справиться. Республиканская и демократическая партии США, их представители в палате представителей и в Сенате конгресса США объединили свои усилия с тем, чтобы проголосовать за пакет 700 млрд долл. (план Полсона) для поддержки финансовой системы страны. Этот кризис стоит американским налогоплательщикам и американским предпринимателям миллиарды и миллиарды долларов. Можете мне поверить на слово — это не был заговор с целью как-то нажиться.
— Тогда в чем, по вашему мнению, главная суть мирового финансового кризиса? Где его начало?
— Он спровоцирован многолетней цепочкой решений, которые подталкивали игроков рынка занимать деньги, которые, как оказалось, они теперь не могут выплатить. В США одним из очень серьезных факторов явилось заимствование домовладельцами, на условиях ипотеки, денег для приобретения домов, которые по своим доходам они не в состоянии себе позволить. Функции, которые могли бы держать такой процесс под контролем, оказались неадекватными в этой ситуации, недостаточно строгими. Похожие вещи происходили и в мире в целом. В Исландии, например, классическая ситуация — когда банки тоже принимали деньги на депозиты, выдавали кредиты, а оказалось, что они не могут свести концы с концами. В Венгрии — та же ситуация. То же мы видим и в Украине. Устоявшуюся тенденцию занимать деньги, чтобы финансировать определенные инвестиции и импорт, сейчас, когда условия кредитования ужесточились, нельзя поддерживать. Вот почему МВФ отсылает своих представителей, чтобы они побывали и в Украине, и в Венгрии, и в Исландии и других странах Европы и мира,— эта проблема касается всех.
— Что настораживает Запад в отношении внеочередных выборов в Раду именно в Украине? Внеочередные выборы не являются чем-то необычным для стран, строящих демократию.
— Я приехал сюда послом в июне 2006 г., Украина незадолго до того провела парламентские выборы. Зная, что мое пребывание в качестве посла рассчитано примерно на три года, я говорил многим людям, в том числе и вашим коллегам, что рад провести эти годы без избирательных кампаний. Я надеялся, что это будет время стабильности, когда вы сможете укрепить свою экономику, организовать предпринимательскую деятельность, создать рабочие места. А также время, когда украинская демократия сможет передохнуть от выборов, сфокусировать свое внимание на демократических методах управления. Частью этих задач по государственному управлению было осуществление экономических, политических, судебных реформ.
Осуществление реформ — положительное явление для экономического роста, инвестиций, повышения уровня жизни. Но иногда, чтобы провести реформы, надо пройти через сложный период. Такие трудные решения могли быть согласованы между политиками и проголосованы, если бы они не думали постоянно о новых выборах. С тех пор прошло два года, и сегодня мы находимся в состоянии нестабильности, а трудность принятия решений и их необходимость никуда не делась. Более того, они особенно необходимы именно сейчас.
Вы правы, выборы — необходимый элемент демократии и способ решения проблем. Но есть и другие способы решения проблем, которые предполагают эффективное управление государством в послевыборный период на основании результатов голосования. И за последние два года избиратели Украины дважды высказывали свое мнение относительно состава Рады.
Американцам и иностранцам вообще не пристало иметь какое-то мнение по поводу того, каким конкретно должен быть состав коалиции, которая будет управлять Украиной. Если выборы проведены честно и свободно, то США и другие страны будут работать с любым правительством, которое сформируется в результате этих выборов. Мы просто хотим видеть правительство, которое способно управлять. Перед Украиной стоят проблемы. Она может с ними справиться, если будет едина. И наоборот — ей будет сложно, если она будет разделенной.
— Виктор Ющенко подписал первый указ о роспуске Рады именно после того, как дважды за короткий период посетил США. Что вы можете сказать на этот счет?
— Я не знаком ни с кем, кто считал бы, что политический кризис в Украине начался в прошлом месяце. Вы знаете, что политический кризис продолжается фактически с конца 2004 г. Мы хорошо работали с президентом Ющенко и со всеми премьерами за время независимости, в том числе и с теми, которые занимали этот пост после конца 2004 г. Общаясь с президентом и с каждым премьером за этот период, мы всегда говорили, что наш совет — работать вместе, объединяя усилия. Такой была наша позиция и когда президент Буш приезжал в Киев в апреле с. г. В этом же смысле высказывался вице-президент США господин Чейни, когда приезжал в Киев в сентябре. То же было сказано господину Ющенко, когда он побывал в Вашингтоне в конце прошлого месяца.
— Президента Виктора Ющенко многие воспринимают как некоего протеже США. Но его поддержка среди украинского населения сегодня невелика, так может стоит переключить поддержку, например, на Юлию Тимошенко?
— Я сказал и повторюсь. Американцы не выбирают руководителей Украины. Украинские граждане выбирают своих руководителей. Мы поддерживаем президента демократической Украины, который избран украинским народом. Мы тесно сотрудничали и с премьером Тимошенко, и с премьером Ехануровым, и с премьером Януковичем, и опять — с госпожой Тимошенко. Они самостоятельно принимают свои решения. Фаворитов и наоборот у нас не было и нет.
— Насколько политическая ситуация в Украине повлияет на принятие решения о предоставлении нам ПДЧ? Или этот вопрос будет длиться до бесконечности?
— Конечно, политическая неразбериха, которая сейчас царит в Украине, значительно усложнит перспективу достижения странами НАТО согласия по поводу предоставления Украине ПДЧ в декабре с. г. Если правительство Украины, президент будут продолжать придерживаться заявки на присоединение Украины к ПДЧ, то США поддержат это. Но если политический кризис в Украине поставит под вопрос само желание страны, то странам НАТО будет сложно принимать решение.
Но это не будет бесконечная история. В Бухаресте все лидеры стран НАТО согласились с тем, что Украина и Грузия станут членами альянса. Конечно, это произойдет, если украинский народ и страна в целом захотят вступить в НАТО. Если украинский народ решит, что не хочет быть членом НАТО, так тому и быть. США все равно останутся вашим стратегическим партнером. Мы будем поддерживать демократию, территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины.
— Может ли позиция стран старой Европы повлиять на предоставление Украине ПДЧ?
— Об этом, очевидно, надо спрашивать страны старой Европы. США и многие другие члены альянса считают, что Украина готова к ПДЧ. Мешает только ваша политическая нестабильность. Но НАТО принимает решения на основе консенсуса.
— Но согласитесь, когда мы говорим о будущем — это очень растяжимо. Мы не услышали конкретных сроков и дат.
— Да, о конкретной дате, о конкретном конечном сроке мы не ведем речь. Есть процесс, в ходе которого украинский народ в течение года, может быть двух или трех, должен получить ответы на свои вопросы и решить хочет ли он, чтобы Украина стала членом НАТО. Для некоторых нынешних членов альянса, восточноевропейских стран, такой процесс занял от четырех до шести лет. Ряд других стран восточной Европы пришли к этому гораздо быстрее. Так что конкретный срок установить невозможно.
— По вашему мнению, когда украинский народ может сознательно прийти к такому решению?
— Мне кажется, что украинцам необходимо года два-три, чтобы обсудить все моменты, касающиеся этого вопроса. Знаю, что у многих украинцев есть вопросы: что же это будет на самом деле означать — быть членом НАТО? Многие думают, что если Украина станет членом НАТО, она будет вынуждена участвовать во всех операциях, которые проводит альянс. Когда они разберутся, то поймут, что дело обстоит совсем не так. Каждая страна — член НАТО имеет выбор, к тому же она имеет право вето при принятии общего решения. И потом — у каждой страны есть право выбора относительно того, в каких операциях принимать участие, а в каких нет.
Честно говоря, именно страны, которые недавно присоединились к НАТО, пожалуй, лучше всего могут помочь Украине ответить на эти вопросы, — эстонцы, латыши, литовцы, поляки, словаки, болгары, румыны. Именно их опыт является наиболее адекватным для украинского процесса принятия этого решения.
— Кандидаты в президенты США сенатор-демократ Барак Обама и сенатор-республиканец Джон Маккейн в ходе недавних теледебатов активно разыгрывали “украинскую карту”. Они подвергли критике действия России и предостерегли, что следующей ее целью после Грузии станет Украина. Насколько обоснованы такие утверждения?
— Из этих дебатов и всей избирательной кампании в США совершенно очевидно, что оба основных кандидата — горячие сторонники Украины. В их деятельности в Сенате четко видно, что они оба решительно поддерживают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Тот факт, что они в этом согласны, свидетельствует о том, что американский народ горячо поддерживает Украину. Действительно, оба кандидаты в президенты и американский народ обеспокоены российским вторжением в Грузию. Серьезные опасения возникли и в Европе, и среди стран — соседей России в результате этого вторжения и последующего признания независимости Южной Осетии и Абхазии.
Мы не считаем, что высока вероятность российского вторжения в какую-либо из соседних стран, включая Украину. Но мы видим, что соседи России гораздо более обеспокоены, чем они были в те времена, когда Россия и Грузия были добрыми соседями.
— Допустим, военный сценарий, случившийся в Южной Осетии и Абхазии, все же повторится, например, в Крыму. Какими будут реакция и действия официального Вашингтона?
— Мы не думаем, что существует опасность того, что россияне вторгнутся в Крым. Мы верим господину Путину и господину Медведеву, когда они заявляют, что уважают территориальную целостность, независимость и суверенитет Украины.
— Один из кандидатов в президенты США говорил о том, что Штаты не должны ограничиваться моральной поддержкой соседних с Россией стран, но также должны предоставить им финансовую и конкретную помощь. О каких суммах и конкретной помощи идет речь?
— Правительство США просигнализировало о своей готовности содействовать в восстановлении Грузии. Мы пообещали 1 млрд долл. на восстановление дорог, портов, помощь беженцам. Конгресс США уже выделил Грузии и другим странам в регионе 350 млн долл. И это первый транш.
— Можете ли вы подтвердить или опровергнуть то, что те или иные военные конфликты в мире выгодны США, что таким способом Штаты поддерживают стабильность национальной валюты. Ведь так или иначе, основная часть мировых валют привязана к доллару и американской экономике.
— Сила американской экономики прирастает стабильностью и безопасностью в мире. Нашим интересам соответствует стабильность Европы, ее целостность и мир в этом регионе. Так что, как и в случае с Европой, частью которой является и Украина, и во всем мире, включая такие страны, как Китай, Япония, страны американского континента, — везде в наших интересах стабильность и безопасность. Именно это выгодно нам как крупнейшей экономике мира. Нестабильность в любом регионе мира отрицательно сказывается на нашей экономической деятельности. Вот почему мы работаем для укрепления стабильности, для мирного разрешения существующих конфликтов.
Уильям Тейлор. 59 лет. Утвержден Сенатом послом США в Украине 26 мая 2006 г. В 1969 г. окончил военную академию Уэст-Пойнт, после чего шесть лет отслужил в армии. В середине 1970-х гг. пошел учиться в Гарвардский университет, где получил степень магистра публичной политики. После этого работал в штате сенатора Билла Брэдли, советником американского представителя в НАТО и в энергетической сфере. В 1992 г. пришел на работу в госдепартамент США, где возглавил в ранге посла программу по оказанию помощи странам бывшего СССР. После событий 11 сентября 2001 г. был назначен координатором американской и международной помощи Афганистану. После оккупации Ирака стал директором управления по реконструкции этого государства. Отсюда его перевели на должность представителя США при специальном посланнике по вопросам размежевания в Иерусалиме. Затем переведен в госдепартамент на должность старшего консультанта при координаторе по вопросам реконструкции и стабилизации.
Ксения ЛАЗОРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[21:26 13 ноября]
[20:53 13 ноября]
[19:32 13 ноября]
21:40 13 ноября
21:05 13 ноября
19:30 13 ноября
19:20 13 ноября
19:10 13 ноября
18:55 13 ноября
18:35 13 ноября
14:00 13 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.