Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинская авиация. Еще один козырь в противостоянии Ющенко и Тимошенко

[14:13 15 августа 2008 года ] [ СЕЙЧАС, 14 августа 2008 ]

На запах прибыли уже летят чиновники

Работа концерна “Авиация Украины” неэффективна, значит его нужно реструктурировать, решило Минпромполитики. И предложило из девяти его участников сделать три холдинга. Авиаторы же считают обвинения безосновательными, а желание перекроить встающую на ноги отрасль — необоснованным. При этом каждая из сторон ратует за авиационное будущее Украины.

Заявления о необходимости изменений в отрасли звучат не впервые. В середине июля о планах разделения на четыре блока выступил замминистра промполитики Виталий Немилостивый. Позже Минпромполитики решило, что лучше концерн разделить на три холдинга для последующей корпоратизации. Учитывая, что концерн создан и работает во исполнение указов Президента Виктора Ющенко (последний указ в отношении концерна был издан 27 июня этого года), данные телодвижения Минпромполитики можно воспринимать не более чем развитие очередного этапа внутриполитических противоречий между правительственной и президентской ветвями власти. Т.к. уже через несколько дней после выхода Указа Президента №597 о мерах по развитию концерна правительство переподчинило контроль за ним Минпромполитики (постановление правительства №589 от 2 июля 2008 года).

Атака Минпрома и защита концерна

По мнению Министра промышленной политики Владимира Новицкого, в нынешнем формате концерн работает неэффективно, т. к. за полтора года существования не налажено серийное производство ни одной новой модели самолета. Однако понятно даже непосвященным, что наладить серийное производство за полтора года на предприятиях-полубанкротах сделать просто невозможно. Кроме того, Новицкий говорил об отсутствии рыночной структуры концерна, что затрудняет интеграцию в мировой рынок путем объединения с зарубежными компаниями. У представителей концерна существуют свои аргументы.

К сожалению, комментарий из пресс-службы Минпромполитики получить не удалось: ее руководитель после долгих уговоров смогла лишь выслать интервью месячной давности замминистра Немилостивого, к которому сейчас “мало что можно добавить”. Поэтому позиция Минпромполитики будет представлена заявлениями этого ведомства, прозвучавшими в СМИ. При этом представители концерна “Авиация Украины” охотно рассказали об играх вокруг концерна.

“Идея была в создании вертикально интегрированной структуры авиаотрасли, которая способствовала бы решению текущих проблем и эффективной отработке комплексных больших заказов, — рассказывает директор департамента управления делами администрации концерна “Авиация Украины” Валерий Кузенков. — Образование концерна нарушило принцип “каждый умирает в одиночку”. Предприятия стали выживать и стремиться к процветанию вместе. Таким образом, от единичных случаев выпуска самолетов мы перешли к первым опытам серийности. Но опять-таки — это возможно при интегрированной системе управления”, — говорит Кузенков. Специалист напомнил, что единичные выпуски самолетов являются убыточными для предприятия. “Только серия может поддерживать жизнь завода и достигать высокой рентабельности”, — считает Кузенков.

Первой попыткой интегрирования было создание корпорации АНТК им. Антонова. Следующей формой стала идея создания концерна. Как известно, самолет создается не одним, а сотнями предприятий. Исходя из этого было принято решение объединить в концерн ведущие заводы, от которых зависит максимум. К ним относится разработчик, два серийных завода, поставщики гидросистем и электронного оборудования самолета. “Нашей задачей как объединяющего звена было установить рациональную кооперацию при недостатке финансирования. Для этого мы привлекли множество заводов по всей Украине. И это не наше ноу-хау: таким путем сейчас идет весь мир”, — сказал Кузенков.

Испытательный срок в один год

Что можно сделать за полтора (а фактически за год) года деятельности в отрасли, отдельные предприятия которой находятся на грани банкротства? Максимум — залатать имеющиеся дыры и выстроить стратегию развития. Однако концерн сумел выпустить четыре самолета после простоя с 2004 г., а также заключить ряд принципиальных соглашений с российскими и казахскими партнерами, которые Минпромполитики теперь берет на свой щит.

Основной вопрос 2007 г. — это спасение Харьковского авиазавода от банкротства. “Мы проводили напряженные переговоры с Кабмином, непосредственно с Минфином, — рассказал Кузенков. — Кроме этого, не обошлось и без внешней политики: был проведен целый ряд переговоров с заказчиками из Ливии, Египта. Нам также удалось договориться с фирмой “Укртранслизинг” об отсрочке штрафных санкций и продолжении финансирования”.

После первой победы предприятия в рамках концерна выпустили четыре новых модернизированных самолета АН-32П. Хотя с 2004 года авиационные предприятия не выпускали ничего. В концерне не скрывают, что основной задел оставался еще из советских времен, однако выполнение заказа смогло состояться только сейчас. “И это не простое совпадение, к которому мы хотим приобщиться, — уверен представитель концерна. — Нам удалось убедить, доказать заказчику в лице государства, что самолеты нужны именно сейчас”.

В концерне рассказывают и о других заслугах — подписании меморандума о взаимодействии с российской “Объединенной авиастроительная корпорацией”, который подразумевает долгосрочное системное сотрудничество (а значит приток заказов на украинские предприятия) с дальнейшей перспективой организации совместного предприятия. Сейчас же, говорят они, Минпромполитики пытается воспользоваться плодами работы концерна, переводя контакты на себя. Кроме российского вектора, руководство концерна отрабатывало и другие направления: был заключен меморандум с казахской стороной о сотрудничестве по выпуску самолета АН-70.

Среди аргументов за сохранение концерна называется и эффективность по выполнению больших зарубежных контрактов. “Одно либо несколько отдельно взятых предприятий не может удовлетворить крупный зарубежный заказ. Неизбежны временные проволочки за счет асинхронности действий. Концерн координирует работу всей отрасли, обеспечивая максимально сжатые сроки исполнения заказа и контроль качества его выполнения”. Сейчас на финальную стадию выходит контракт по модернизации до 100 машин АН-32 в Индии. В этом контракте будет задействован и разработчик, и серийный завод, и ремонтный завод, и Спецтехноэкспорт как главный контрактер. К числу юрилиц, с которыми нужно будет постоянно общаться и координировать взаимодействие, еще добавятся огромное количество поставщиков. С этой работой эффективно справится только объединяющая структура.

Генеральная цель

Сам по себе концерн как оболочка не нужен, если он не привносит в общее дело то, что не могут осуществить предприятия сами по себе. Об эффективности концерна в рыночных условиях уже было сказано. Однако есть еще и доказательства от противного — того, что предлагает Минпромполитики.

“С нас больше спрашивают и говорят о неэффективной работе, но дополнительные полномочия, предусмотренные Указом Президента, мы еще не получили, — говорит Кузенков. — Дробить и организовывать — это не выход. Какой смысл девять делить на три и снова объединять? Все вопросы более эффективно можно решить в рамках существующего концерна. Особого конфликта нет, но зачем тормозить процесс, который уже запущен и показывает свою эффективность?”.

Не секрет, что конечный результат — это серийный выпуск самолетов. Идеальной структурой является объединение от разработчика до изготовителя отдельного узла. Корпоратизация, к которой концерн уже начал готовить предприятия, также должна координироваться, чтобы заводы одновременно прошли этот этап. Это также возможно только, если есть “управляющая рука”.

По словам представителя концерна “Авиация Украины”, все нововведения должны осуществляться в соответствии с законом. Сейчас действует Указ Президента №597 от 27 июня 2008 г. Можно создавать новые полномочия, разделять функции, однако в отрасли должна быть сохранена вертикаль, которая лучше всего поддерживается в концерне предприятий. Концерн предполагает, что все — от разработчика до поставщика — работают на серийный выпуск авиатехники. А завод “Авиант” в рамках концерна может выйти на объемы серийного выпуска нового самолета АН-148 на уровне 17 единиц в год уже в самое ближайшее время. Планируется к серийному выпуску транспортный самолет АН-70 грузоподъемностью 35 т.

Алексей ДЕЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.