Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Зачем нам гендер?

[09:40 23 сентября 2008 года ] [ День, №170, 23 сентября 2008 ]

Равенство мужчин и женщин — одно из заданий.

Три года назад, после июльского Указа Президента Украины Виктора Ющенко “О совершенствовании работы центральных и местных органов власти относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в украинском обществе” Верховная Рада наконец приняла соответствующий Закон Украины. Следует отметить, что его лоббировали общественные организации чуть не 10 лет и на 2005 год в парламент подали аж восемь различных вариантов. Эксперты говорят, что с 1999 г. вплоть до 2005 года проблему гендера не хотели понимать народные депутаты, воспитанные на традиционных ценностях и в советской системе. Однако и нынче в нашем еще очень традиционном обществе ведется дискуссия вокруг положений принятого закона, вокруг ситуаций, связанных с внедрением отдельных его положений в жизнь и, конечно, в обществе постоянно идут дискуссии на бытовом уровне: а зачем нам нужно равенство между мужчинами и женщинами? Оказывается — равенство нужно. И с каждым годом все больше нужно именно мужчинам. Вернее, и мужчинам, и женщинам.

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРА — ПРОБЛЕМА НЕ ЭТИКИ, А ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН

Украина до сих пор является страной, власть в которой принадлежит мужчинам, и которые очень с трудом ее отдают женщинам (совсем не имеется ввиду никто конкретный из высших эшелонов власти). По данным социологического исследования “Гендерные стереотипы и отношение общественности к гендерным проблемам в украинском обществе” Центра социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, 50% украинцев считают что в нашем обществе есть гендерное неравенство, при этом 62% говорит, что нарушаются именно права женщин.

Эксперты утверждают, что люди довольно объективно оценивают ситуацию и уровень осведомленности с данной проблемой медленно, но возрастает. Нынче больше всего нарушений прав женщин касается экономической сферы и семейной жизни: по данным Госкомстата средний уровень зарплаты женщин в 2007 году составлял 73%, к тому же, по данным социологического опроса, с физическим, экономическим, сексуальным или психологическим насилием в семье сталкивается аж 75% украинок. Что касается количества женщин в большой политике или бизнесе, то нынче в Верховной Раде есть 13% женщин (в 2001 году — 8%), в Кабинете Министров Украины — 10% (в 2001-м — ни одной) и почти полное гендерное равенство наблюдается в поселковых и сельских советах — как и было семь лет назад. Как видим, женщин в большую политику пускать не хотят (или они и сами не рискуют), как и в большой бизнес. Например, в целом по Украине женщины возглавляют 12% больших предприятий и составляют 38% от всех предпринимателей. Поскольку тенденции к медленному, но росту женской активности в обществе наблюдаются, возникает вопрос: что хорошего дает государству участие женщин в принятии важных решений, и внедрение в жизнь их инициатив?

— Кто-то может сказать: какая разница — женщина или мужчина? Лишь бы был профессионалом. Нет, разница есть. Женщины больше чем мужчины пребывают в социальной сфере. И если говорить именно об этом, то в Европе она является приоритетной: а это и проблема ликвидации бедности, и проблемы экологии и демографии, и проблема гендера, в конечном счете, это проблема мира, — считает советник министра Украины по делам семьи, молодежи и спорта Тамара Мельник.

— Без решения социальных проблем не будет развития общества. Нынче украинским политикам тяжело сказать что эти проблемы являются приоритетными, потому что такие вопросы могут ставиться тогда, когда в структуре власти есть много активных женщин. Научно-исследовательский институт ООН говорит: если в парламенте Украины нет 40% женщин, то социальные проблемы почти не решаются или решаются очень мало. Если там нет 20% женщин, то проблемы детства почти не решаются. Это — анализ деятельности парламентов мира. Более того: нынче страны, которые занимают в мире первые места по уровню материального благосостояния — Канада, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Исландия, Норвегия — еще в 70—80-е годы ХХ века приняли закон о гендере. Они достигли такого уровня, потому что нормально задействовали человеческий ресурс — и мужской, и женский. А мы еще до сих пор считаем гендер проблемой этикета. Это не проблема этикета. Это проблема использования женского ресурса (мужской задействован) и проблема развития общества.

Эксперты убеждены, что именно гендерное равенство — это один из приоритетов демократического развития любой страны и предпосылка для улучшения ситуации в гуманитарной и социальной сферах. А сам закон, который и до сих пор дискутируется, а отдельные его разделы еще должны дорабатываться и расширяться, по мнению специалистов “дает возможность не игнорировать гендерные проблемы в обществе”. Например, при разработке демографической, семейной политики или политики в сфере обороны государства (количество женщин в армии увеличивается), нынче учитывается гендерный аспект (этим занимаются специалисты Министерства юстиции Украины).

— Потребность усовершенствования законодательства — это потребность реагирования на изменения, которые стучатся нам в дверь. Сейчас мы считаем, что следует совершенствовать законодательство о партиях, об общественных организациях, в изменениях нуждается процесс формирования бюджета, чтобы учитывать потребности женщин и мужчин, как это есть в Европе, — конкретизирует руководитель программ Равных возможностей Программ развития ООН (ПРООН) Лариса Кобылянская.

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРА — ПРОБЛЕМА И МУЖЧИН

Если нынче наши политики практически игнорируют социальную сферу и могут посмеиваться над активностью женщин, то лет через 10—15 нам станет не до смеха, говорят эксперты.

— Наши мужчины в известной степени являются самоубийцами. Они не способны даже проанализировать ситуацию, в которой находится Украина и к чему может привести игнорирование социальных проблем в недалеком будущем. Если мы хотим, чтобы в Украине было нормальное общество, следует начать с семьи. А сейчас 40% мужчин Украины не могут иметь детей. Они вымирают в наиболее продуктивном возрасте — в 30—50 лет. Мужчины-политики этих проблем не видят. Нам уже сегодня следует в социальной сфере задействовать большие массы людей, и это в большинстве должны быть женщины, — отмечает Тамара Мельник.

К сожалению, проблема вымирания мужчин — только в поле зрения ученых и небольшой части экспертов, но через какой-то десяток лет это почувствует все общество. Потому что уже сейчас взрослые мужчины составляют только 38% от всего населения.

— В возрасте от 28 до 42 лет смертность мужчин — в четыре раза выше смертности женщин, каждый четвертый 16-летний мальчик рискует не дожить до пенсионного возраста. Не видеть этих проблем — это закрыть перспективу для развития общества на много лет вперед. Потому что если так и будет продолжаться дальше, то мы можем получить такие проблемы, каких у нас еще никогда не было: через 15 лет мы будем иметь в Украине обедневшее преимущественно женское население, также — кризис с воспроизводством. К тому же мы столкнемся с большой проблемой рабочей силы. Нужно чтобы общество и государство задумались над этим, потому что нельзя не принимать во внимание эти тенденции, — отмечает Лариса Кобылянская.

Одними из виновников такой ситуации специалисты считают и СМИ, которые нынче не правильно формируют в обществе образы современных мужчины и женщины. В частности, говорят специалисты, “идеальным мужчинам” работники СМИ приписывают то, чего у большинства нет: ни “Мерседеса”, ни собственного бизнеса, ни трехэтажной дачи, ни постоянной готовности к подвигу.

— Справедливости ради следует сказать, что существует не только дискриминация женщин, но и мужчин. И если дискриминацию женщин общество уже готово видеть, то мужчин — нет. А она — чрезвычайно опасна. Потому что медиа создают такой тип мужчины, которого нет в реальной жизни. То есть, к мужчинам предъявляются завышенные ожидания, а это, из-за несоответствия стандартам, может приводить к их деструктивному поведению: алкоголизму, наркомании, самоубийствам, — объяснила руководитель программ ПРООН.

То же самое касается и ситуации с “идеальной девушкой”. Западные психологи уже давно бьют в набат, что стандарты девичьей красоты, которые пропагандируют СМИ, вгоняют девушек в депрессию, содействуют формированию в них ощущения неполноценности. У нас таких исследований не было, но эксперты говорят, что образ молодых украинки и украинца на 90% совпадает с рекламными роликами.

СЕКСИЗМ В СМИ

СМИ, особенно телевидение, занимает в жизни рядового человека (и, к сожалению, все большей части детей) достаточно значительное место. А если взять во внимание, что каждые 20—30 минут по телевидению показывают рекламу (а метро, а общественный транспорт или улицы?), то это уже можно назвать экспансией. Причем, экспансией плохого вкуса и манипуляций с человеческими инстинктами. Все это очень касается гендера: как так называемой мужской его части так и женской.

— Если взять количество сексизма, который нынче есть в рекламных роликах, в журналах, на постерах и сравнить с количеством насилия в семье, то увидим прямую зависимость. Кроме того, в Украине очень распространено насилие по отношению к женщинам, детям, а также — к людям преклонного возраста, проживающими вместе с молодым поколением, — отмечает директор Департамента семейной и гендерной политики Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта Элла Ламах. — Например, прогноз погоды на канале “М1”, который дают на фоне обнаженного женского тела. А реклама банковских кредитов, которые “выдают” девочки в обольстительных костюмах медсестер? А реклама в метро городов-спутников Киева: тоже девочки в мини-юбках? А ночные программы на различных телеканалах? Акцентирование внимания на женском теле дает сигнал, что женщина — это сексуальные услуги... Такого есть много в наших СМИ, это уже стало массовым явлением. Увеличение такой “информации” приводит к росту насилия в семьях (мужчина ощущает себя обладателем женщины), количества разводов, количества безнадзорных детей. Кстати, такая реклама говорит еще об уровне рекламистов и о том, каким они видят интеллектуальный уровень потенциальных потребителей рекламы.

Пани Элла привела пример, как общественность Виннитчины в одном случае заставила местную власть прекратить такое психологическое издевательство над ними. А именно — снять с троллейбусов, которые курсировали по областному центру, постеры с рекламой местной газеты, на которых изображался мужчина, бьющий женщину за то, что она что-то написала на краю газеты. Этот пример — один из немногих, когда общественности удалось побороть агрессивную рекламу. Но это, скорее всего, исключение. В отличие от Западной Европы, где, как свидетельствуют специалисты, стали очень популярными иски в суд на рекламистов за неморальные ролики или постеры. Очевидно, эту практику нам еще следует освоить. Теперь этим занимается, в частности, и Департамент семейной и гендерной политики Министерства Украины по делам семьи, молодежи.

Наконец, следует понять, что гендерная проблематика касается не только желания женщины быть реализованной, скорее всего это желание всего общества жить в развитой стране, где функционирует гражданское общество. Как видим, гендер начинается от изображения на рекламном листке на стене в вагоне метро и заканчивается политикой президента страны, кстати, в кресле которого нынче женщину хотят видеть 18% украинцев. И хотя воплощение в жизнь Закона Украины “Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин” происходит медленно, все, благодаря общественным организациям и специальным советникам от Министерства семьи, молодежи и спорта по вопросам гендера, до глав облгосадминистраций, областных и районных советов знают что такое гендер.

Подписывая восемь лет назад на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке “Декларацию тысячелетия” ООН, Украина обязалась до 2015 года выполнить все социальные обязательства, которые, в частности, касаются и обеспечения гендерного равенства. Это значит, что разрыв между доходами мужчин и женщин должен сократиться вдвое, а еще что в Верховной Раде и правительстве должно быть по 30% женщин. Тенденции к феминизации общества у нас уже наметились, только бы не испортила процесс плохая реклама.

Оксана МИКОЛЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.