...на заводы венгерского нефтеперерабатывающего концерна MOL. Согласно заявлению венгерской компании, российский оператор нефтепродуктопроводов в своем уведомлении мотивирует возможность срыва поставок продолжающимся спором между Россией и Украиной. Каких-либо подробностей о самом конфликте венгерские нефтепереработчики не раскрыли. Между тем в ОАО “Укртранснафта” и ГП “Укртранснафтопродукт” данное заявление не комментируют.
Спор о статусе проходящего по территории Украины нефтепродуктопровода “Самара — Западное направление” (СЗН) является одной из самых давних украинско-российских имущественных проблем. Трубопровод является важным элементом в снабжении импортными нефтяными полуфабрикатами Дрогобычского НПЗ “Галычина” и принадлежащего “Лукойлу” калушского “Карпатнефтехима”.
Владельцем трубопровода протяженностью чуть меньше 1 тыс. км долгие годы считался “Транснефтепродукт”. Эта продуктопроводная монополия с 1992 года не только по своему усмотрению устанавливала тарифные ставки на использование сети трубопроводов СЗН и прилегающих нефтебаз, но и украинской частью СЗН непосредственно владела через “внучатое” украинское предприятие ДП “ПрикарпатЗападТранс” (его прямым собственником является зарегистрированное в Самаре и принадлежащее “Транснефтепродукту” российское “ЮгоЗападТранс”).
В свою очередь, эксперты и участники рынка полагают, что речь идет о споре относительно статуса проходящего по территории Украины нефтепродуктопровода “Самара — Западное направление”. Примечательно, что Россия ни разу со дня провозглашения независимой Украины не инициировала решение данного вопроса. В свою очередь, инициативы украинской стороны так и не увенчались успехом. Более того, последние попытки Украины вынести этот вопрос на двустороннее рассмотрение датированы июнем 2007 года.
Вероятно, причина прекращения поставок иная. Важным элементом в снабжении импортными нефтяными полуфабрикатами принадлежащего “Лукойлу” нефтехимического предприятия ООО “Карпатнафтохима” и ряда венгерских потребителей является нефтепродуктопровод “Самара — Западное направление”. По данному маршруту “Транснефть” и ее дочерняя компания “Транснефтепродукт” ежегодно прокачивают порядка 3 млн. т нефтепродуктов преимущественно российского происхождения. При этом значительная часть ресурса оседает в сырьевых парках калушского нефтехимического предприятия.
Подтверждением этому является и заявление представителя венгерского концерна MOL Сжаболкса Ференкза: “Никакие сбои в поставках не повлияют на ведущее направление бизнеса компании — нефтепереработку. Большая часть наших продаж дизельного топлива связана с нашим собственным производством. Поставки “Транснефтепродукта” составляют 10% от венгерских продаж дизеля”, — сказал он. Между тем не стоит забывать, что в конце мая предприятие “Карпатнафтохим” из-за роста цен на нефтепродукты (основное сырье для его производства) объявило об остановке производства на 2,5 месяца. “Сейчас наступил такой момент, когда экономически выгодней, чтобы производства не работали, а люди получали предусмотренную коллективным договором зарплату”, — прокомментировал такое решение генеральный директор “Карпатнафтохима” Сергей Чмыхалов.
Эксперты отмечают, что стремительный рост цен на нефть и нефтепродукты сделал поставки топлива в качестве сырья просто невыгодными. Европейские тенденции ценообразования докатились до Украины и России, что заставило нефтяников перестать сдерживать цены на дизтопливо, которое стало дороже бензина марки А-95. Стоит учесть еще один фактор — глобальную политику российских нефтяных гигантов, которые сделали ставки на реализацию готовых нефтепродуктов, а не полуфабрикатов. В результате сложилась ситуация, при которой транспортировка небольших объемов в Венгрию оказывается просто нерентабельной. При таких условиях россияне подмочили бы свою репутацию на европейской арене, если бы мотивировали отказ выполнять свои обязательства перед венграми убыточностью. А так виноватой оказалась Украина.
Сергей МЕДВЕДЕВ
Что скажете, Аноним?
[13:16 17 ноября]
[17:01 16 ноября]
08:40 18 ноября
08:30 18 ноября
07:50 18 ноября
07:30 18 ноября
21:10 17 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.