Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Аська” хочет денег

[17:55 15 ноября 2010 года ] [ Slon.ru, 13 ноября 2010 ]

На рынке интернет-мессенджеров начинается этап активной монетизации

ICQ потребовала от альтернативных интернет-мессенджеров платить за подключение к оригинальному протоколу. Первой жертвой пал мобильный клиент Nimbuzz. Судя по всему, этим дело не ограничится: Mail.ru Group, владеющая ICQ, меняет условия лицензии, по которой создатели альтернативных ICQ-клиентов получают возможность использовать протокол OSCAR (обеспечивающий работу “аськи”). Владелец протокола имеет на это право (OSCAR открытый, но не свободный). Более того, в таком подходе назрела необходимость.

Официальный ICQ-клиент перегружен рекламой, имеет не самый лучший интерфейс и — что самое главное — не поддерживает другие протоколы. По данным “ИнвестКафе”, порядка 2/3 аудитории ICQ использует для доступа к сервису клиенты третьих фирм (QIP, Miranda и т. д.) и только треть — “родной” программный продукт. Разумеется, это никак не устраивало Mail.ru Group. В 2009 году чистая прибыль от показа рекламы в ICQ составляла $40 млн. Если учесть, что реклама показывалась всего трети пользователей, компания в результате не досчиталась порядка $80 млн. В Mail.ru Group хотят либо возместить эти потери, либо вернуть в свое лоно тех, кто пользуется альтернативными клиентами.

Само по себе требование монетизации не ново: в условиях старых лицензий уже давно прописано, что программы-клиенты, количество ICQ-пользователей которых превышает 100 тыс, должны показывать рекламу “аськи”. Теперь же решение совсем жесткое: как утверждают в Nimbuzz, альтернативные сервисы вынуждают платить за каждого подключающегося в отдельности.

При этом Mail.ru Group не стала создавать и продвигать свой современный универсальный клиент для месседжинга (сравнимый, например, с QIP), переманивать на него пользователей и показывать им рекламу. Похоже, у Mail.ru Group нет серьезной команды разработчиков: чтобы это понять, достаточно взглянуть на жалкий интерфейс и пустой функционал “Одноклассников”. С другой стороны — зачем совершать лишние движения? Ведь QIP уже есть, достойные ему альтернативы тоже существуют, разработчики альтернативных клиентов знают свое дело и значительно продвинулись в поддержке и обновлении такого рода сервисов. Достаточно мотивировать разработчиков монетизировать свой клиент. И введение платы за каждого подключившегося через альтернативный сервис к серверам ICQ — как раз такой мотивацией и является.

Могут ли создатели клиентов отказаться от поддержки ICQ? Теоретически — да, практически — вряд ли. Это один из крупнейших мессенджеров: 18 миллионов пользователей; 57% “населения” Рунета пользуется “аськой”. Очевидно, что сервисы, создатели которых согласятся на условия новой лицензии, получат выраженное преимущество во “внутривидовой” конкурентной борьбе. Приведет ли “перезагрузка” отношений к оттоку пользователей “аськи”? Тоже вряд ли: уже много лет пользователи альтернативных клиентов время от времени теряли возможность работы с ICQ из-за внезапных смен протокола, но при этом не отказывались ни от “аськи”, ни от любимых клиентов.

При этом повального закрытия альтернативных мессенджеров тоже не произойдет. На мировом рынке ICQ со своими тридцатью миллионами пользователей выглядит весьма бледно по сравнению с полумиллиардом пользователей Skype и сотнями миллионов, отдающих предпочтение мессенджерам Microsoft или Google. Даже потеряв ICQ, альтернативные IM-клиенты сохранят актуальность: ведь в этом случае они утратят поддержку лишь одного сервиса из десятков.

Несет ли затеянная Mail.ru Group революция в отношении с партнерами какие-то серьезные неудобства для пользователей “аськи”? Для тех, кто пользуется ICQ c персональных компьютеров, — нет. Они и сейчас вынуждены одновременно запускать несколько IM-клиентов (например, тот же Skype, чат которого пользуется не меньшей популярностью чем голосовая услуга). Добавится еще одна лишняя иконка и придется переключаться на еще одно приложение. А вот пользователи сервисов мгновенных сообщений на коммуникаторах, смартфонах и телефонах крайне заинтересованы в наличии универсального IM-клиента. Как будет решен вопрос с ними, пока неясно — возможно, для мобильных клиентов будут специальные условия. Хотя пока на это не похоже: например, Beejive, IM-клиент для iOS, уже отказался от поддержки ICQ.

В любом случае инициатива Mail.ru Group приведет к существенным изменениям на российском IM-рынке: или будет активизирована монетизация альтернативных клиентов (которые уже давно поддерживаются не отдельными любителями-энтузиастами, а коммерческими компаниями), или, что менее вероятно, произойдет резкое уменьшение аудитории ICQ, которая перераспределится между другими мессенджерами, протоколы которых открыты для альтернативных клиентов.    

Александр МАЛЯРЕВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.