Более того, существует риск того, что отечественные протекционисты переусердствуют — вплоть до конфликтов со Всемирной торговой организацией (ВТО) и Международным валютным фондом (МВФ).
Первыми выступили металлурги, добившись от власти особых условий. Согласно меморандуму, заключенному правительством и представителями горно-металлургического комплекса, предполагается прежде всего разработать систему предоставления льготных кредитов, обозначить невозмещенный НДС как залог при выдаче льготных кредитов, снизить тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и вообще не увеличивать рентные платежи. Одним словом, указать государственным ведомствам — мол, хватит паразитировать на металлургах. Последним же создать особые условия, вплоть до того, чтобы освободить от НДС импортируемое оборудование.
По схожим схемам кипит работа и в других отраслях. Так, для строителей (согласно законопроекту №3354) предлагается, чтобы электро- и газораспределительные компании, равно как и НКРЭ, делали все возможное, чтобы обеспечить строящиеся объекты необходимой инфраструктурой. При этом отменяются сборы в дополнение к принятым ранее сокращениям по некоторым сборам. Зато не менее половины используемых для строительства материалов и конструкций должны быть отечественного производства — дабы обеспечить заказами металлургов. Правда, такая борьба с импортом имеет двоякий характер. Ведь то же правительство пожелало, чтобы горно-металлургический комплекс (особенно горнорудный сектор) принял обязательное декларирование цен, а рентабельность была ограничена — для отпуска не только металлургической, но и рудной, и угольной продукции — на уровне не выше 10%.
Понятно, что любое ограничение рентабельности является мерой нерыночной по определению, что в условиях членства Украины в ВТО приведет к обвинениям в протекционизме и затем к антидемпинговым расследованиям. Приведет причем неизбежно — ведь в условиях спада металлургического производства во многих странах конкуренция на мировом рынке лишь ужесточается, а соблазн антидемпинга растет. Впрочем, Кабинету министров все нипочем: вдобавок готовится постановление, призванное ограничить предельную рентабельность производства щебня, песка, цемента и кирпича не более чем 15%. Хотя всем здравомыслящим людям уже ясно, что раздутый шарик украинского рынка строительства и недвижимости лопнул окончательно и никакие заплаты ему не помогут — наполнить нечем.
Вообще, отношение к сырьевикам у правительства разнится: если рудокопов оно ставит в заведомо невыгодные условия, то угольщикам дает зеленый свет. Так, согласно решениям Координационного совета по кризису в угольной промышленности, предлагается не только прямая господдержка (создание госрезерва энергетического угля, госмонополии по продаже угля госструктурам), но и финансовые инструменты (пролонгация банковских кредитов), а также точечный характер ограничений (снижение цен на кокс только для тех металлургических предприятий, которые уже внедрили технологию пылеугольного вдувания — хотя очевидно, что все прочие быстро и в условиях кризиса такую технологию обеспечить не сумеют).
Довольно серьезная регуляторная поддержка за счет коррекции импорта предполагается для агропромышленного комплекса и автомобильной промышленности. В агропроме (согласно законопроекту №3353), помимо беспрецедентной пролонгации кредитов (включая выданные еще с 2005 года), предлагается вообще ввести запрет на ввоз продовольствия в качестве давальческого сырья, восстановить импортные пошлины на мясо, рыбу и жиры, восстановив статус-кво до вступления в ВТО. Зато отменятся экспортная пошлина на экспорт семян подсолнечника (здравствуй, инфляция) и жесткий контроль над ценами элеваторов (привет, коррупция). На очереди после агропрома стоит и поддержка химической промышленности.
Дальше всех пошло автомобильное лобби. Точнее, та его часть, которая выражает интересы отверточной сборки. Мифология отверточников столь прямолинейна, что большинство просто не может в нее не поверить. Вначале озвучивается (причем на самом высоком уровне, на совещании у президента), что импорт автомобилей чуть ли не главная причина отрицательного внешнеторгового сальдо. Затем — что надо поддержать отечественных автосборщиков, при этом неважно, каков уровень их сборки. А для этого — приструнить автоимпортеров, восстановив высокие пошлины в размере, действовавшем до вступления в ВТО. То, что кузова и прочие составляющие для сборки — тоже импорт (а вовсе не поддержка отечественных металлургов), не афишируется. Суть же этого импорта часто заключается в том, чтобы сократить налоговые платежи. Таким образом, тем, кто налоги не доплачивает, предлагается жизнь облегчить, а тем, кто платит их по полной — налоговую узду зажать еще сильнее, подняв пошлину до 25%. Наполнится ли в таком случае госбюджет? Вряд ли. Потому как увеличение налоговой нагрузки выше оптимального уровня (судя по динамике продаж, пониженная ставка таковой и обеспечивала) приводит в итоге к сокращению налоговых поступлений. Такая зависимость давно известна как “кривая Лаффера”, но кому интересна сухая экономическая теория, коль предоставляется возможность задавить конкурентов?
И все же автомобильному и аграрному лобби удалось повлиять на Президента, который пообещал поддержку. Как результат — последний предложил на общенациональном антикризисном совещании использовать принцип “разрешенного протекционизма” как антикризисную экономическую меру. Правда, Президент сразу оговорился, что собственно украинское законодательство предусматривает целый ряд разрешенных инструментов, которые пока не используются. Например, импортные депозиты (когда импортер держит в банке до половины таможенной стоимости товара), антидемпинговые (по отношению к импорту) ввозные пошлины при условии, что их необходимость будет доказана МВФ и ВТО.
Наконец, наибольшая высота полета протекционистской мысли выражена в законопроекте “О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом” (№3379). Его автор — народный депутат от БЮТ Сергей Терехин — в 2005 году был министром экономики, полностью открывшим наш внутренний рынок для импорта. Отрицательный баланс в торговле товарами возник в августе 2005 года, и хотя уже с сентября Терехин министром быть перестал, маховик был запущен. С тех пор дисбаланс превышения импорта над экспортом лишь увеличивается. Ныне же господин Терехин впадает в другую крайность, предлагая использовать оговорки статьи XII соглашения ГАТТ (основа ВТО), позволяющие ввести ограничения на импорт при угрозе монетарным резервам или трудовой занятости. В связи с этим предлагается ввести протекционистские меры для как можно большего числа товарных групп, прежде всего защитив их импортными пошлинами. Справедливости ради надо сказать, что многие и в правительстве, и в парламентских комитетах выступают против столь резких ограничений, полагая, что в случае безудержного протекционизма возможны как серьезные антидемпинговые расследования, так и сворачивание кредитования МВФ.
Между тем, существующие проблемы с отрицательным внешнеторговым балансом, на которые так любят ссылаться протекционисты, не столь однозначны, как может показаться на первый взгляд. Более того, жесткие протекционистские меры могут заморозить структурные проблемы украинского экспорта, хотя как раз именно кризис дает шанс их исправить.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
В последние недели отраслевые лоббисты пытаются выбить от правительства максимально возможную протекционистскую поддержку. При этом меры, предлагаемые для отдельных отраслей, весьма противоречивы.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
09:00 28 декабря
08:30 28 декабря
08:00 28 декабря
17:00 27 декабря
[13:45 27 декабря]
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.