Этот проект общей стоимостью до 11,5 млрд. долларов Posco будет реализовывать совместно с вьетнамской государственной судостроительной компанией Vinashin. Помимо меткомбината, он включает строительство электростанции мощностью 1000 МВт и морского порта. Первая очередь комбината должна вступить в строй в 2010 году.
Интересно, что Posco получила разрешение удивительно быстро — менее чем за полгода (впервые этот проект был презентован в августе 2007-го). Обычно эта процедура занимает гораздо больше времени, а меткомбинат, к тому же, планируется построить в непосредственной близости от одного из крупнейших международных курортов во Вьетнаме. Очевидно, свою роль сыграло то, что Posco на сегодняшний день является крупнейшим иностранным инвестором в стране, объем вложений компании составил 4,4 млрд. долларов за 8 лет. В настоящее время Posco уже строит на юге Вьетнама завод по производству листовой стали. В 2009 году компания планирует запустить на этом объекте стан холодной прокатки на 700 тыс. тонн в год, а еще через год — ввести в строй плавильные мощности и стан горячей прокатки на 3 млн. тонн.
Таиландские власти также благосклонно отнеслись к предложениям японских компаний Nippon Steel и JFE Steel, а также китайской Baosteel построить в стране металлургические комбинаты по выпуску высококачественной листовой стали, которую Таиланд пока импортирует в объеме свыше 4 млн. тонн в год. Правительственное Бюро инвестиций заявило, что поможет инвесторам подобрать подходящие участки земли на южном побережье страны.
Если во Вьетнаме и Таиланде речь идет о строительстве новых предприятий, то болгарское правительство хотело бы видеть новых владельцев у действующего — крупнейшего в стране металлургического завода “Кремиковци”, приносящего стране 10% экспортных поступлений и дающего работу в общей сложности 100 тыс. человек. Сейчас контрольный пакет акций завода принадлежит индийской компании Global Steel Holdings, которой руководит Прамод Миттал, брат сталелитейного магната Лакшми Миттала. Во время приватизации “Кремиковцев” Global Steel Holdings обещала вложить 120-140 млн. евро в природоохранные мероприятия и оборотный капитал, но не выполнила своих обязательств, из-за чего завод оказался под угрозой закрытия. При этом, 25% акций меткомбината находится в государственной собственности, так что правительство заявляет, что именно ему будет принадлежать последнее слово в выборе нового инвестора. На приобретение болгарского предприятия у нерадивых хозяев претендуют три компании. Из них две украинские — Ferrexpo и “Метинвест” — и американская US Steel.
Очередное приобретение совершил и Лакшми Миттал, чьи дела идут не в пример лучше, чем у брата, которого могут “попросить” не только из Болгарии, но и из Нигерии, где у правительства возникли аналогичные претензии в отношении недоинвестирования в местный меткомбинат Ajaokuta. Arcelor Mittal впервые прорвалась на российский рынок, приобретя у “Северстали” за 720 млн. долларов три угольные шахты, в прошлом году давшие 3,14 млн. тонн коксующегося угля, обогатительную фабрику и права на разведку и разработку месторождения по добыче коксующегося угля “Жерновская-3”. Как заявляют представители Arcelor Mittal, благодаря этой покупке международная группа повысит уровень самообеспеченности коксующимся углем от 10 до 15%.
Процесс пошел, не остановишь
На мировом рынке стали продолжается повышение цен. При этом, металлургические компании заявляют, что это только прелюдия к более значительным скачкам, которые ожидаются в апреле, когда вступят в силу новые цены на железную руду и коксующийся уголь. Производители длинномерного проката, со своей стороны, стремятся получить по максимуму, пока не подешевел металлолом.
Из всех видов массовой стальной продукции наиболее высокие цены регистрируются на рынке толстолистовой стали, особенно судостроительного назначения. Японская компания JFE Steel подписала соглашение с китайскими судостроителями о продажах в первом квартале по ценам порядка 910-950 долларов за тонну FOB. Китайская продукция, поставляемая в Корею, уже перевалила за 1000 долларов за тонну C&F. А в апреле ведущие японские компании намерены поднять цены на толстый лист для внутренних потребителей на 20 тыс. иен за тонн (более 180 долларов), а на коррозиостойкий лист, идущий на корпуса танкеров, — более чем на 30 тыс. иен за тонну.
С опережением ранее объявленного ими графика повышений идут американские поставщики горячекатаных рулонов. Еще недавно они заявляли, что поднимут цены до 640 долларов за короткую то (907 кг) ex-works только в марте, но на самом деле стоимость горячего проката в США вышла на данный уровень уже в конце января. При этом, американский рынок уже сравнялся в ценовом отношении с европейским, где горячекатаные рулоны с декабря так и застряли на уровне 480-485 евро за тонн ex-works (что, как и в США, соответствует немногим более 710 долларов за метрическую тонну).
Более активно действуют европейские производители длинномерного проката. Ряд компаний с юга Европы, где цены традиционно были ниже, чем в Германии или Великобритании, объявили о подъеме цен на арматуру по февральским контрактам от 430-440 евро до около 500 евро за тонну ex-works. При этом европейцы должны практически догнать турецких коллег, уже предлагающих ту же арматуру в США и страны Ближнего Востока по 750-760 долларов за тонну FOB с перспективой взлета до 800 долларов за тонну FOB в марте. Длинномерный прокат из стран СНГ стоит порядка 670-720 долларов за тонну FOB при более значительных затратах на доставку, а вот горячий прокат сильно отстает — не более 620-650 долларов за тонну FOB по февральским контрактам.
В Восточной Азии наиболее актуальной стала тема нехватки полуфабрикатов. Пустоту, образовавшуюся после ухода китайских поставщиков, как оказалось, заполнить некому. В результате вьетнамским производителям арматуры или тайванским предприятиям по выпуску горячего проката приходится приобретать заготовки и слябы втридорога либо останавливать выпуск своей продукции. В конце января стоимость заготовок при поставках во Вьетнам достигала 750 долларов за тонну C&F, а слябов на Тайване — 720 долларов за тонну C&F, что практически не уступает ценам соответственно на арматуру и горячекатаные рулоны в странах региона. При этом цены в Восточной Азии еще недостаточно велики, чтобы рассчитывать на поставки из других частей света.
Спасайся, кто может!
Пока китайцы, глубоко “обиженные” предложением ведущих поставщиков железной руды о не менее чем 50%-ном повышении цен на сырье в 2008-2009 году, приостановили свое участие в переговорах с горнодобывающими компаниями, инициативу взяли на себя японские корпорации. На прошлой неделе они провели встречу с представителями бразильской Vale, австралийских BHP Billiton и Rio Tinto, контролирующих свыше 70% мирового рынка руды. О результатах, правда, не сообщалось: очевидно, заинтересованные стороны еще далеки от достижения компромисса.
Тем временем китайские компании лихорадочно ищут возможности для минимизации ущерба от неминуемого подорожания сырья. Крупнейший производитель стали в стране компания Baosteel заключила долгосрочный контракт с BHP Billiton на покупку 94 млн. тонн руды на протяжении 10 лет. При этом первая партия сырья должна прибыть в Китай уже в апреле текущего года. Стоимость продукции будет определяться путем переговоров на каждый конкретный год. Аналогичное соглашение с Rio Tinto практически одновременно подписала и корейская Hyundai Steel. В данном случае речь идет о покупке 40 млн. тонн руды в течение тех же 10 лет, но поставки начнутся с 2009 года.
Подобные контракты заключались в 2004 году всеми ведущими металлургическими компаниями Восточной Азии, причем их совокупный объем превысил 200 млн. тонн в год, но после подорожания железной руды сразу на 71,5% в 2005/2006 финансовом году эта практика почти что сошла на нет. Теперь, похоже, процесс возобновился.
Китайская компания Wuhan Steel, которая пару лет назад тоже заключила несколько долгосрочных соглашений, пошла другим путем. В конце января она создала совместное предприятие с гонконгской фирмой Kam Hing International, которая в конце прошлого года приобрела права на разведку и добычу железной руды на Мадагаскаре. Предварительная разведка показала наличие руды, содержащей 53% железа и более 11% титана, но данных об объеме запасов и доступности месторождения обнародовано не было.
Для Wuhan Steel — это уже не первый железорудный проект в небольших развивающихся странах, которые ранее не добывали данное сырье. В марте прошлого года компания приобрела 50% в совместном предприятии, которое занимается разведкой и разработкой железорудных месторождений Камбоджи.
В принципе, крупные компании могут найти способы снизить издержки на сырье. Труднее всего после резкого повышения цен на руду в апреле придется средним и мелким китайским компаниям, не имеющим собственных железорудных мощностей ни внутри страны, ни за границей.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Вьетнам предоставил разрешение южнокорейской Posco на строительство меткомбината мощностью 8 млн. тонн. Проект стоимостью 11,5 млрд. долларов будет реализован совместно с вьетнамской государственной судостроительной компанией Vinashin.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.