Как же удалось актеру так профессионально сыграть металлурга? Как возникла идея создания фильма? Почему ЦК КПСС задержал выход картины в прокат? Об этом и многом другом рассказали “УкрРудПрому” сталевар “Запорожстали”, Герой социалистического труда СССР Григорий ПОМЕТУН и режиссер фильма Марлен ХУЦИЕВ, посетивший недавно Запорожье.
Григорий ПОМЕТУН: “Я учил Колю Рыбникова сталеварскому делу…”
— Григорий Константинович, сколько же вам было лет, когда снималась “Весна на Заречной улице”?
— 23 года. И Коле Рыбникову было тогда 23. А “Запорожстали” — 20.
— Тогда почему Хуциев выбрал именно вас учителем для актера Рыбникова?
— На комбинате были сталевары намного опытнее меня, но это было решение Марлена Хуциева. Дело было так. Приходит в мартеновский цех толпа народу — секретарь парткома, Марлен Хуциев, сценаристы, операторы. Прошли по цеху, подходят ко мне. Из них я знал только секретаря парткома. Один из гостей — им оказался режиссер Хуциев — и говорит: “А не могли бы вы нам помочь, познакомить с работой сталевара наших актеров?”. Спросил: не помешает ли это моей работе? У нас тогда кого только не было в мартеновском цехе — и поляки, и китайцы… Я и говорю: нам никто не мешает, вы свое дело делаете, а мы свое дело знаем.
— И Рыбников был с ними?
— Нет, он приехал спустя время. Не один. Трое артистов было. Из них надо было выбрать на главную роль одного. Это мне рассказал Коля. Я потом спросил у Марлена, почему он выбрал молодых — и Колю, и меня. А он отвечает: “А я так хотел — взять молодых и лепить из вас, что захочу”. Он нас лепил, а я лепил из Коли сталевара.
— К мартеновской печке ученика Рыбникова подпускали?
— А как же! Коля сначала “махнулся” с подручным робой — своей новой на его старую. Плавку пускал. Ходил в цех, как на работу. Надевал спецовку и к печке. Вживался в образ.
— На комбинате знали, что снимается кино?
— И на комбинате знали, и в городе знали. Это же событие было!
— Как в цехе фильм снимали? Освещение слабое, киноаппаратура громоздкая…
— С освещением была проблема. Марлен договорился с начальником цеха, по селектору передали, что в 15.00 всем сталеварам открыть заслонки печей! Вы знаете, все озарилось! Коля в это время ходил возле моей печки с ложкой сталеварской. То, как он ходил, Марлену не нравилось. Потом ручка на ложке ему не понравилась. Пришлось делать короче. Нагрел я ложку, тут же в цехе и сделал, как он просил.
— Но вы же не кузнец, а сталевар…
— Я со своим 80-летним дедом в кузнице работал. И в ремесленном училище в Днепродзержинске хотел учиться на кузнеца, но директор училища сказал: прежде чем ковать, надо металл сварить.
— В общем, Рыбников потел вместе с вами?
— В том-то и дело, что не потел. А по сценарию он должен был обливаться потом у печки. Я потный — работа у сталевара горячая, а у него ни капли пота. Марлен кричит: “Николай, ты почему не потеешь?!” Марлен сейчас весь живой, а тогда был вообще как спичка. Раз! — набирает воды в чане и обливает Рыбникова. Сняли этот эпизод, но в фильме не показали. Показали другой — как он очки поднимает, на учительницу смотрит, когда она в цех пришла. Я ему говорю: “Коля, не поднимай, у нас так не делается”. А Марлен говорит: “А я хочу, чтобы он очки поднял”. Режиссер есть режиссер.
— В цехе съемки были не один день?
— Долго снимали. По частям. Разливку, печной пролет, рабочую площадку, миксерное отделение. Отдельно шихтовый двор. Их все интересовало.
— Плавки, понятное дело, обмывали…
— Получилась плавка, не получилась, мы это дело не обмывали. Вот если праздник какой — это другое дело.
— Ну а начало сталеварской карьеры Рыбникова?
— Это было. Тайком ходили. На углу улицы в кафе можно было выпить. Коньячок, мороженое. С Колей интересно было.
— О чем могли разговаривать сталевар и актер в таком возрасте? О девчатах?
— О девчатах — это само собой. О работе, о жизни. Он говорил: такая жара, такая тяжелая работа! Как ты это терпишь! А насчет девчат, так он однолюбом был. Как влюбился в сокурсницу Аллу Ларионову, так до конца жизни любил ее. От ревности даже на самоубийство решился, еле выходили. А как он песню спел в фильме! Так спеть мог только человек, который любил.
— А говорили, что любовь Рыбникова — актриса, сыгравшая в фильме учительницу…
— Что вы! Только Ларионова. Коля часто говорил моей жене: “Шурик, научи, украинский борщ варить! Я смеялся: “Ты что, борщ варить будешь?”. “Да, буду. Мне это надо. У меня жена такая, такая!”.
— Какая “такая”?
— Он все дома сам готовил. Ларионова сначала вышла замуж за другого, хотя Коля за ней ухаживал. Но он сказал, что своего добьется. И добился. Алла была единственной любовью Колиной жизни. Они прожили вместе 33 года и воспитали двух дочерей.
— Долго фильм снимали на “Запорожстали”?
— Долго. Мы думали, что у них ничего не получится. Но как-то в Запорожье ЦК КПСС проводило большое совещание. Тогда в отделе черной металлургии работала, если не ошибаюсь, Авраменко Вера Степановна. Заходит она со свитой в цех, а я уже работал мастером мартеновского цеха, и говорит: “Товарищ Пометун, вы Рыбникова учили, фильм не вышел, а вы и не спрашиваете. Сегодня в ДК посмотрим картину, и будем решать, что с ней делать”. Правда, я думаю, она эту картину раньше видела.
На просмотре картины в ДК она и говорит директору “Запорожстали” Юпко (я рядом сидел и все слышал): “Лев Дмитриевич, пьяницу из сталевара сделали. Все пьет и пьет, не просыхает. У вас что, стаканами пьют?”. Это она о главном герое картины, которого сыграл Рыбников. А Юпко в ответ: “Что вы! Нет!”.
— Кто в ДК смотрел кинофильм?
— Да считай весь город! Если бы все вместились. Коллективный просмотр и коллективное обсуждение. Покритиковали и разрешили в прокат. И появляется на экранах СССР “металлургический” фильм! Боже мой, сколько тогда разговоров было! В кинотеатрах билетов не возьмешь.
— Что-то из фильма выбросили?
— Ценное все оставили. Производство металлургическое показали, любовь показали…
— Григорий Константинович, в фильме сталевар Саша Савченко бьется над проблемой внедрения кислорода в производство. Было такое в жизни?
— Было, внедряли. Тогда был клич — новая техника внедряется, все должны учиться. Все металлургические заводы СССР новое внедряли. И это показали. Фильм чисто металлургический, поэтому он всем металлургам в душу запал. И Коля постарался.
— Последний раз когда встречались?
— Я вам такой случай расскажу. Как-то, когда он был у нас дома, жена пошутила: “Коля, ты разные роли играешь. А вот когда ты генерала сыграешь?”. Посмеялись и забыли. И вот однажды поздно вечером звонок в дверь. Жена открывает: стоит Коля в генеральской форме. “Ну, что, Шурик, вот я и генерал!”. Оказалось, что недалеко от Запорожья на Днепре снимался фильм, где Рыбников играл генерала. Это было в его характере.
— А вы когда генералом стали — “генералом стали”? Когда Героя получили?
— В 1958 году. Говорят, самым молодым Героем соцтруда стал. Как сказано в Указе Президиума Верховного Совета СССР — за особые заслуги в развитии черной металлургии. На мартеновских печах такого типа, как моя, в то время выплавляли 180 тысяч тонн стали в год. А я выплавил 205 тысяч тонн.
— С Марленом Хуциевым при встрече узнали друг друга?
— Узнали. Правда, с грустью отметили, что сильно изменились. Вспомнили, как снимался фильм, проехали по местам съемок. Сколько лет прошло! Я вот недавно отметил 60-летие трудовой деятельности.
* * *
Марлен ХУЦИЕВ: “Мы были счастливы — мы делали кино!”
— Марлен Мартынович, как родилась идея создания фильма?
— Феликс Миронер — мы вместе учились во ВГИКе и даже жили в одной комнате — загорелся идеей фильма о металлургах. Появилась одноактная пьеса, затем — сценарий.
Есть еще один человек, без которого ленты бы не было. Это директор Киевской студии, где мы проходили студенческую практику, Александр Валентинович Горский. Когда его перевели на Одесскую киностудию, он вспомнил о нас и доверил создание нового фильма.
— Рыбников действительно был талантливым актером?
— Очень талантливым, ярко выраженным лирическим актером. Его способности проявились еще во время учебы во ВГИКе. Учился он в мастерской Герасимова. В деканате хранится папка с перечнем ролей, сыгранных студентом Рыбниковым на экзаменах и зачетах. А сколько сыграно в сценариях, написанных самими студентами, сколько было учебных этюдов, отрывков. И человек он был хороший. Во время съемок мы жили в одной комнате. Были молоды, разыгрывали друг друга, шутили.
— Как сложилась дальнейшая судьба актрисы Нины Ивановой, сыгравшей учительницу?
— Нина Иванова — не профессиональная актриса. Она когда-то в детстве сыграла в фильме “Жила-была девочка”. Потом играла в дипломной работе одного из ВГИКовцев. Там мы ее и приметили. После “Весны на Заречной улице” она снялась еще в двух-трех фильмах и больше не снималась. Работала вторым режиссером киностудии имени Горького. А когда для кинематографа наступили тяжелые времена, работала медсестрой в больнице. Сыграла она в фильме, конечно, чудесно.
— После выхода фильма в Запорожье появилась улица Заречная…
— Да, в Одессе, где мы снимали эпизоды этой ленты, тоже возникла улица Заречная. После наших съемок. Полвека назад мы были счастливы — мы делали кино…
Народное кино
В 1956 году фильм картина стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек. Это время принято было считать началом “хрущевской оттепели”. Лирическая картина о металлургах несла в себе дух обновления. По словам Армена Джигарханяна, “это был очень хороший кинематограф, он имел энергетику”.
Весь СССР распевал тогда песню, услышанную из уст сталевара Саши Савченко про “заводскую проходную, что в люди вывела меня”. Песня стала гимном многих металлургических заводов СССР — “Запорожстали”, Челябинского, Магнитогорского, Енакиевского, Белорецкого, “Криворожстали” и других меткомбинатов.
На всероссийском празднике поэзии и песни, прошедшем на родине автора песни, композитора Алексея Фатьянова, песню из “Весны на Заречной улице” пела вся многотысячная поляна вместе с Президентом РФ Владимиром Путиным. На празднике “Криворожстали” в День металлурга исполнил “заводскую проходную” из любимого кинофильма премьер-министр Украины Виктор Янукович...
В том же техническом училище в Днепродзержинске, которое окончил сталевар Григорий Пометун, осваивал профессию металлурга будущий президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Его любимый кинофильм — “Весна на Заречной улице”. Любимая песня — про “заводскую проходную”.
Рассказывают, что, когда Алексей Фатьянов принес стихи про заводскую проходную в журнал “День поэзии”, их так жестко раскритиковали, что поэт не выдержал и заплакал. Редколлегия не увидела в стихах будущей знаменитой песни.
Мелодия из “Весны на Заречной улице” и сегодня звучит в Запорожье — “в исполнении” Часов влюбленных, установленных бывшим мэром Запорожья Александром Поляком на главном проспекте города. Ни один праздник металлургов не обходится без этой песни. И фильм, и песня давно стали народными. Это был действительно хороший кинематограф.
Фото: Николай Рыбников и Григорий Пометун. Встреча в Запорожье
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Полвека назад на экраны СССР вышел художественный фильм “Весна на Заречной улице”. Как известно, режиссер Марлен Хуциев снимал картину в Запорожье на комбинате “Запорожсталь”. Именно здесь актер Николай Рыбников, сыгравший в фильме главного героя сталевара Сашу Савченко, впервые увидел и мартеновскую печь, и “сталеварскую” ложку, и расплавленный металл.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
12:55 21 ноября
12:30 21 ноября
11:30 21 ноября
11:20 21 ноября
11:00 21 ноября
10:45 21 ноября
10:30 21 ноября
10:00 21 ноября
[12:44 21 ноября]
[10:14 21 ноября]
[19:40 20 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.