Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

А будем жить — еще лучше!

[09:45 30 сентября 2005 года ][Виктор РЫЧИК]

Горно-металлургический комплекс (ГМК) Украины находится на пороге глубокого кризиса. Смена тенденций на мировом рынке стали совпала по времени с ревальвацией гривны и повышением железнодорожных тарифов. В результате украинская сталь утратила конкурентоспособность на внешних рынках. Тройное же повышение цен на газ довершит разгром отрасли, если смена правительства не обеспечит потепления отношений с Россией.

Великое говорение

В переговорах между Украиной и Россией по наболевшим газовым вопросам просветов пока не наблюдается: “Газпром” требует оплаты по мировым ценам, “Нефтегаз” считает их “экономически необоснованными”, и все понимают, что Украина просто не в состоянии покупать топливо по 160-180 долларов за тыс. кубометров. Вклад этого компонента в себестоимость производства стали составляет около 7%, и, если затраты по этой статье утроятся, сталелитейные заводы будут остановлены. Правда, теперь, после отставки эмоционального правительства Юлии Тимошенко, появился шанс, что переговоры сдвинутся с мертвой точки. Тем не менее, шансы на это невелики: энергетика слишком тесно связана с политикой.

Отношения с Россией стали накаляться, когда новые лидеры Украины развернули страну лицом к Западу. До сих пор Россия фактически субсидировала украинскую экономику, предоставляя природный газ по ценам, значительно ниже мировых в обмен на политические уступки. Однако перспектива появления НАТОвских кораблей в Черном море и т. п. последствий нынешней политики Украины вынудила российское правительство пересмотреть отношения между нашими странами. Поэтому бывшая братская республика, которая до сих пор довольно снисходительно относилась к попыткам национального самоутверждения за ее счет, теперь начала адекватно реагировать на “мелкие шалости” вроде пропажи ее газа из украинских хранилищ. Неожиданный отпор вызвал бурю возмущения позицией российской стороны, и сразу возникла масса идей об обеспечении страны альтернативными поставками.

Независимость de jure

Об альтернативных поставках мечтали все украинские лидеры, приходившие к власти после обретения независимости, поскольку в эйфории, сопутствовавшей этому историческому событию, присутствовала даже не ложка, а целая бочка дегтя. Энергетика, а, следовательно, и вся экономика нашей страны сохранила острую зависимость от поставок российских энергоносителей — именно за их счет обеспечивается 95% украинского потребления нефти и газа, и правительство России имеет возможность использовать этот рычаг в любой момент. В те времена и позднее уровень потребления газа в Украине составлял около 118 млрд. кубометров в год, а развал экономики, обусловленный, в немалой мере, разрывом всей созданной в советские времена цепи сбыта и поставок промышленной продукции, не давал возможности своевременно рассчитываться за импортные энергоносители. Страна стабильно наращивала долги за поставки газа из Туркменистана и России.

Сначала этот факт не слишком беспокоил украинских политиков — они полагали, что, поскольку магистрали, по которым осуществляется экспорт российского газа в Европу, проходят по нашей территории, Украина без газа не останется. Однако их пыл поумерила серия международных скандалов, связанных с несанкционированным отбором газа из экспортной трубы, которые разгорелись, когда украинской энергетикой руководила вице-премьер по вопросам ТЭК Юлия Тимошенко. Россия, разумеется, требовала возмещения убытков, угрожая, в том числе, планами строительства газопровода в обход Украины.

Стало понятно, что необходимо искать компромиссы и в январе 2001 года Леонид Кучма упразднил эту должность, а против самой Тимошенко были возбуждены два уголовных дела, впоследствии — закрытых, хотя сейчас, возможно, о них вспомнят опять. Во всяком случае Президент Виктор Ющенко уже заявил, что теперь уже экс-председатель правительства Юлия Тимошенко, возглавлявшая в былые годы корпорацию “Единые энергетические системы Украины”, использовала свое положение премьера, чтобы списать задолженность этой корпорации по бюджетным платежам в сумме 1,5 млрд. долларов.

Проблема газовых долгов требовала срочного решения, и Леонид Кучма поручил роль куратора ТЭК Олегу Дубине, который тем же указом был назначен вице-премьером по вопросам промышленной политики. Именно ему пришлось решать множество болезненных проблем, накопившихся в отношениях российского и украинского ТЭКов за предшествовавшие десять лет. Труднейшие переговоры продолжались около полутора лет, и, наконец, в июле 2002 года первые вице-премьеры Украины и России — Олег Дубина и Виктор Христенко — подписали “Соглашения об эксплуатации до 2013 года российской компанией “Газпром” украинских подземных газовых хранилищ и о транзите российского природного газа по территории Украины на такой же период”. Параллельно, стороны договорились о реструктуризации украинского долга за газ, более того, Олег Дубина убедил российских коллег не снижать расценок на транзит.

Желаемое и действительное

Теперь же все вернулось на круги своя, и планы обеспечения страны альтернативными поставками опять начертаны на наших знаменах. Тем не менее, оказалось, что реализовать такие идеи весьма непросто. Во-первых, единственный реальный на сегодняшний день поставщик — Туркменистан — имеет серьезные претензии к Украине по поводу просроченных платежей за уже поставленный газ, причем, в отличие от России, у этой страны нет никаких стимулов помогать нам в решении наших проблем. Во-вторых, транзит туркменского газа осуществляется через территорию России, у которой тоже подобных стимулов становится все меньше и меньше. Бессмысленны и разговоры о потенциальных закупках иранского газа — его тоже пришлось бы транспортировать через Россию, так что эта “альтернатива” отнюдь не обеспечит Украине энергетической независимости. В третьих, увеличить добычу топлива на собственной территории просто не получится из-за отсутствия нужного объема резервов.

При этом Украина, с трудом урегулировавшая все газовые долги перед Туркменистаном и Россией в 2004 году, опять оказалась крупным должником. Возмущенный задержкой оплаты половины поставленного газа, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов занял крайне жесткую позицию. Поэтому сейчас Украина вынуждена была согласиться оплатить всю задолженность (490 млн. долларов) не по коэффициенту 1,9-2 (как это предполагалось при заключении договора), а по “среднемировым ценам”, т.е. без коэффициентов, которые помогали удешевить туркменский газ примерно на четверть. Из-за этого потери “Нафтогазу” только по урегулированию этой задолженности составят более 200 млн. долларов. Кроме того, украинские предприятия потеряли гарантированный рынок сбыта продукции в Туркменистане объемом около полумиллиарда долларов в год. Трудно предположить, что туркменская сторона будет и дальше заказывать у нас форму для своих вооруженных сил, конфеты, новогодние елки, полиграфические услуги и даже трубную продукцию. Все это можно купить в других странах центральноазиатского региона или у россиян, транспортное плечо от которых значительно короче. Общие потери национальной экономики от разрушения налаженного механизма поставок в Туркменистан можно будет оценить в конце года, однако уже сейчас очевидно, как именно это скажется не только на наполняемости бюджета, но и на сальдо внешней торговли.

“Без российского газа Украина выкрутится, а вот Россия без нас не протянет и дня... ”

В одном отношении Алексей Ивченко вполне “оправдал” возлагавшиеся на него надежды: он твердо отстаивал “национальное достоинство” Украины в переговорах с Россией, не сознавая, что с Россией не следует разговаривать с позиции силы. В частности, наши возможности пополнять запасы газа, отбирая его по мере необходимости из экспортной трубы, а также грозить России отказом в транзите, Леонид Кучма следующим образом описал на пресс-конференции 28 апреля 2004 года: “...Припустимо, Україна раптом вирішила перекрити газопровід у Європу. На наступний день окупують Україну і відмінять її рішення, бо це безпека Європи в цілому ”.

Тем не менее Алексей Ивченко, впервые появившись в Москве в качестве главы “Нефтегаза”, опрометчиво пригрозил “Газпрому” европейским тарифом на транзит. И это “Газпрому”, менеджеры которого только и мечтали избавиться от совершенно невыгодного бартера, но были связаны соглашениями, заключенными с прежними властями Украины! Таким образом, именно украинская сторона первой призвала к пересмотру соглашения по поставкам газа до 2012 года, заключенного еще с правительством Януковича. Об этом же говорил Виктор Ющенко на своей первой встрече с Владимиром Путиным (первый официальный визит после инаугурации нового Президента Украины). Те же требования озвучивал в марте и апреле и министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков.

Еще одной роковой ошибкой в нашей дипломатии стало заявление Ивченко, что вопрос о поставках российского газа в Украину — это вопрос двух хозяйствующих субъектов, имея в виду свою компанию и РАО “Газпром”. И опять забил гол в свои ворота: до этого все поставки энергоносителей в Украину регламентировались как минимум межправительственными, и, как правило, межгосударственными (на уровне президентов стран) договоренностями, в которых политические интересы сильно подчиняли себе экономические, но при нынешнем политическом курсе Украины Россия предпочла бы избавиться от подобных соглашений. Разумеется, наши “дипломаты” спохватились, да было уже поздно: они не смогли перевести решение газовых вопросов на межправительственный уровень . Российский Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко отправил украинцев договариваться с “Газпромом” напрямую, при этом подчеркнув, что “всецело поддерживает намерения российского газового гиганта перейти на денежные расчеты в газовой сфере и среднеевропейский уровень цен на газ и тарифов на его транспортировку”...

“Победа” нашей дипломатии

Тем временем Россия заключила стратегическое “газовое” партнерство с Германией (“без посредников” в лице транзитных государств). Это ставит крест на надеждах Украины получить масштабные инвестиции в свою газотранспортную систему, реконструкция которой требует многие миллиарды долларов, а отсутствие таких инвестиций увеличивает технологические риски при транзите, а в конечном итоге приведет к ее развалу. Аналогично снижаются шансы на финансирование трансазиатского газотранспортного консорциума для поставок туркменского и казахского газа. Теперь немецкий энергетический концерн Eon Ruhrgas и дочерняя компания концерна BASF вместе с “Газпром” дадут старт строительству давно запланированного трубопровода, который будет проложен по дну моря, минуя территории каких-либо других стран. По этому трубопроводу российский природный газ начнет поступать на немецкое побережье, начиная с 2010 года.

Кроме того, Россия уже обрела доступ к газохранилищам в Европе (альтернативным украинским). Уже подписано соглашение с голландским нефтетрейдером Vitol SA об аренде на пять лет мощностей подземного хранилища газа Humbly Grove в Великобритании. Кроме того, через Wingas Россия арендует одно из крупнейших газохранилищ Германии — Reden, а в мае Wingas, австрийская RAG и “Газпром” подписали контракт на строительство и использование хранилища Haidach в Австрии, которое будет введено в эксплуатацию к 2007 году. В июне же, глава “Газэкспорта” Александр Медведев объявил, что “Газпром” рассматривает проекты строительства ПГХ в Бельгии и Турции.

Шансы, все-таки, есть

Хочется надеяться, что решительный шаг Виктора Ющенко в плане отставки правительства Тимошенко открывает некоторые возможности. Возможно, он решится и на следующий шаг — изменение политики в отношении России… В этом случае, Юрий Ехануров — вполне подходящая фигура для ведения переговоров: сразу после его назначения, Москва возобновила свой интерес к созданию газотранспортного консорциума, правда — в уже отвергнутом Украиной варианте (передача в управление “Газпрому” украинских магистральных трубопроводов в обмен на дешевый газ). В пресс-релизе “Газпрома” сказано: “Мы готовы в ходе переговоров с премьер-министром Украины Юрием Ехануровым пересмотреть предложение по стоимости природного газа на 2005 год… Цена может быть пересмотрена в случае, если Украина согласится на создание консорциума по управлению газотранспортной системой страны”. Да и Виктор Ющенко заявил 23 сентября: “Мы надеемся, что в ближайшее время с Российской Федераций выйдем на реальные наполнения газотранспортной системы и газотранспортного консорциума”.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


А будем жить — еще лучше!

Горно-металлургический комплекс (ГМК) Украины находится на пороге глубокого кризиса. Смена тенденций на мировом рынке стали совпала по времени с ревальвацией гривны и повышением железнодорожных тарифов. В результате украинская сталь утратила конкурентоспособность на внешних рынках. Тройное же повышение цен на газ довершит разгром отрасли, если смена правительства не обеспечит потепления отношений с Россией.

http://ukrrudprom.ua/analytics/avr300905.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.