Недавно заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха сообщил о том, что реализация проектов перевода отечественных теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) с газа на уголь, а также строительства трех заводов по газификации угля, предусмотренная Протоколом о сотрудничестве с Государственным банком развития Китая (КНР), начнется с Северодонецкой ТЭЦ в 2013 году. По его словам, группа специалистов разрабатывает технико-экономическое обоснование (ТЭО) этих проектов, после чего они будут переданы на рассмотрение правительства.
Стратегия и средства
Напомним, что сейчас Украина имеет в своем распоряжении около 250 ТЭЦ. С советских времен и до середины прошлого десятилетия подавляющее их большинство проектировали и сооружали для использования природного газа. Разумеется, это никак не согласовывалось с тем, что в национальных запасах топлива доля угля составляет 96%, газа — 2,3%, а нефти — 1,7%.
После обретения Украиной независимости ТЭЦ эксплуатировались на износ. Лишь на немногих предприятиях, преимущественно находившихся под контролем местных властей, периодически проводили капремонты.
В августе прошлого года премьер-министр Николай Азаров заявил о необходимости замещения газа углем везде, где это только возможно. А в январе нынешнего года министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил о начале реализации программы перевода ТЭЦ с газа на уголь. При этом он уточнил, что речь идет о технологии использования водоугольного топлива, которую украинские специалисты будут разрабатывать и внедрять совместно с китайскими партнерами.
И вот 13 июля Минэнергоугля и Госбанк развития Китая подписали протокол о сотрудничестве. Этот документ предполагает предоставление Украине кредита в размере 3,656 млрд. долларов для осуществления пяти инновационных проектов по переводу отечественных ТЭЦ на использование водоугольного топлива и строительству заводов по газификации бурого и каменного угля. И на ТЭЦ, и на заводах будут использованы китайские технологии.
Выбор китайцев в качестве партнеров в этом предприятии вполне оправдан. “Дело в том, что в Украине нет собственных технологий, оборудования, опыта и специалистов для перевода ТЭЦ на водоугольное топливо, нет также ни мощностей, ни инфраструктуры для его производства, транспортировки, хранения и применения, — говорит аналитик АК Kreston GCG Максим Авксентьев. — А общепризнанным мировым лидером в сфере производства и применения этого вида топлива на сегодня является Китай. Там есть три научно-исследовательских центра, которые работают в этой области; налажен выпуск оборудования для производства топлива и оборудования для ТЭС и ТЭЦ; и, наконец, есть шесть заводов, специализирующихся на изготовлении топлива. Поэтому Китай не только широко использует уголь в энергетике и коммунальном секторе, но и эффективно продает свои разработки”.
По подсчетам эксперта, если бы речь шла о переводе всех украинских ТЭЦ с газа на уголь, то только расходы на замену оборудования на них превысили бы 10 млрд. долларов. Что касается сроков реализации этих проектов, то, по оценкам Авксентьева, на модернизацию с учетом создания всей необходимой инфраструктуры и минимизации загрязнения окружающей среды потребуется не менее трех лет.
Приватизация и модернизация
Большинство экспертов не считают оправданным перевод всех украинских ТЭЦ с газа на уголь. “На многих ТЭЦ демонтировано оборудование, необходимое для работы на угле. Для многих это было бы нерентабельно из-за ряда технологических факторов, таких, как большие энергозатраты на производство одной тонны водоугольной смеси, нестабильные характеристики самого топлива и т. д. И, наконец, есть еще и экологический аспект проблемы, и власти многих крупных городов уже заявили о своем негативном отношении к подобной перспективе”, — поясняет Авксентьев.
“В целом ныне только около 30% отечественных ТЭЦ могут работать на мазуте или угле — видах топлива, близких по свойствам к водоугольной смеси”, — уточняет эксперт. Таким образом, планы по замещению газа углем в украинской теплоэнергетике могут охватывать лишь ТЭЦ соответствующего типа, или примерно 80 предприятий. В конечном итоге число участников мероприятий по газозамещению может оказаться совсем скромным — 14 ТЭЦ.
Действительно, 12 апреля парламент принял закон “О внесении изменений в Закон Украины “О списке объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации”, которым был снят запрет на продажу четырнадцати теплоцентралей: Днепродзержинской, Камыш-Бурунской, Лисичанской, Николаевской, Одесской, Севастопольской, Северодонецкой, Симферопольской и Херсонской ТЭЦ, Криворожской, Охтырских и Сакских тепловых сетей, Харьковской ТЭЦ-5 и ТЭЦ научно-технического центра “ЭСХАР”.
В пояснительной записке к документу говорится, что благодаря этому будут созданы условия для технического переоснащения этих ТЭЦ, предполагающей замещение газа углем. Для этого законодательно обеспечивается возможность их передачи в аренду или концессию с целью привлечения негосударственных инвестиций.
Однако на деле все несколько иначе. “Да, как раз эти четырнадцать ТЭЦ можно модернизировать и перевести с газа на уголь. А их исключение из списка объектов, не подлежащих приватизации, в действительности осуществлялось именно для того, чтобы создать возможности для реализации на них украино-китайского проекта”, — подчеркивает Авксентьев. “Вполне естественно, — добавляет управляющий партнер АК Kreston GCG Сергей Атамась, — что потенциальные инвесторы не захотели бы вкладывать средства, не имея гарантии получения этих ТЭЦ под полный контроль либо в форме аренды или концессии на пятьдесят лет, либо в форме приватизации”.
Таким образом, те несколько ТЭЦ, начиная с Северодонецкой, которые до 2016 года будут переведены с газа на уголь, во-первых, уже обеспечены для этой цели заемными средствами на государственном уровне, а, во-вторых — в ближайшем будущем обязательно перейдут в частные руки. И в принципе, именно этот частный инвестор и должен будет нести обязательства по привлекаемому кредиту.
Гарантии и эффекты
Между тем, 30 июля Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в статью 6 Закона Украины “О государственном бюджете на 2012 год” (относительно финансирования проектов замещения природного газа)”, который 3 августа был подписан президентом Виктором Януковичем. В соответствии с ним по кредиту Госбанка развития Китая, который будет выдан для воплощения проектов по замещению природного газа углем отечественной добычи, будут предоставлены госгарантии в размере 29,5 млрд. гривен. Таким образом, в случае, если частный инвестор не сможет или даже не захочет вернуть выданную ему часть займа, его долг оплатит государство.
Если так, то государство должно быть по крайней мере полностью уверено в их экономическом эффекте. Однако пока этот эффект неясен. Так, например, руководство Минэнергоугля заявляет, что за счет перевода ТЭЦ на водоугольное топливо Украине удастся сократить потребление газа на 12-13 млрд. куб. метров в год, а благодаря строительству заводов по газификации угля получить дополнительно около 6 млрд. куб. метров.
В свою очередь эксперты называют более скромные цифры — перевод ТЭЦ на уголь даст возможность уменьшить потребление газа на 8 млрд. куб. метров, а достигнутая при этом экономия позволит построить один завод по газификации угля мощностью 3-4 млрд. куб. метров газа в год. В самом же законопроекте о предоставлении госгарантий по китайскому кредиту заявлены еще меньшие показатели — сокращение потребления газа на 3 млрд. куб. метров. Что, по подсчетам его авторов, снизит валютные затраты в среднем на 1,5 млрд. долларов и бюджетные расходы на 150 млн. гривен. А наряду с этим — обеспечит стабильный рынок сбыта для 10 млн. тонн угля отечественной добычи в год.
Однако план может дать сбой уже на первом шаге его воплощения. “Для того чтобы ежегодно экономить 12-13 млрд. кубометров метров газа, необходимо увеличить объем добычи угля на 9-10 млн. тонн в год, — считает Авксентьев. — Однако Украина вряд ли сможет без дополнительных усилий и затрат наращивать объемы добычи подобными темпами. Это возможно либо при условии реализации новых программ и, соответственно, новых дотаций на госпредпрятиях, либо — при условии легализации теневых аспектов частного бизнеса. Что в целом вызывает большие сомнения в итоговой рентабельности всего проекта”.
Одним словом, может оказаться, что вся эта затея не даст положительного результата, но обойдется стране примерно в 3,6 млрд. долларов.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Для реализации проектов замещения газа углем Украина договорилась с Китаем о кредите на 3,65 млрд. долларов, предоставила госгарантии по нему и сняла запрет на приватизацию четырнадцати ТЭЦ. Однако выгода этого проекта весьма сомнительна.
http://ukrrudprom.ua/analytics/Diversifikatsiya_pokitayski.html
Когда в Украине подобными вопросами будут заниматься ПРОФЕССИОНАЛЫ! Или здесь вопрос о не профессионализме, а об очередной перекачке бюджетнх денег? Китайские технологии, как громко сказано.....
Если бы себестоимость донецкого угля была хотя бы примерно равной ее уровню, как в ЮАР или Австралии ($30 и $50 за тонну на порядок более качественных местных углей) или хотя бы нынешним ценам на австралийский уголь (около $85/тонну) , тогда о рентабельности замены природного газа углем можно было говорить практически с уверенностью. Кстати, именно ЮАР обладает самыми совершенными технологиями газификации углей. И никто не оспорит их патентную чистоту, в отличие от китайских технологий, которые нередко оказываются ворованными.
Если бы это были непроффесионалы, они бы сначала подготовили ТЭО (силами независимых консультантов). А затем бы приняли изменения в законодательство и подписали соглашение о кредите. И не с китайцами, технологии которых куплены или сворованы у немцев или американцев (лучше всего – с ЮАР). Но проффесионалы, как настоящие герои, всегда идут в обход! Им нужна деньги и хорошая дымовая завеса. С этой точки зрения все сделано "немного по-дебильному" (по словам харьковского классика), но зато очень весело. А в этих играх главным является кураж! Что касается ТЭО, достаточно понять, что при полной себестоимости добычи донецкого угля, - включающей как собственно шахтные производственно-коммерческие расходы, так и все виды государственных дотаций, а также возмещение всех расходов на закрытие шахт и рекультивацию территорий , - свыше $200/тонну породы, вмещающей около 30% золы и 9% серы (содержание угля - 61%), никакие технологии его газификации не обеспечат окупаемость инвестиций, а термальная стоимость «пыли» будет заоблачной. Поэтому ТЭО нарисует Каськив и никому не покажет его. Если бы себестоимость донецкого угля
Качество угля, добываемого в Украине,не может обеспечить эффективной газификации. Кроме, золы, шлаков и серы из него извлечь нельзя. Кроме того, для эффективной газификации необходим стабильный его физико-химический состав. А с этим всегда были проблемы, так никогда не знаешь, где и как добыта та или иная партия угля (нелегально добывается около 40%, а схемы легализации неустойчивы). Да,и "пустить пыль" в ТЕС с этой угольной породы не получится, так она в принципе негорючая. Для ее полного сгорания нужно добавлять природный газ и мазут. Во всей этой сделке "эффективной" является только денежная часть. Китайские кредиты получит и "освоит" "семейная компания", а их возврат обеспечат налогоплательщики.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.