Исторически сложилось, что в Украине ежедневная деловая газета — не бизнес, а инструмент промывания мозгов целевой аудитории (бизнесмены, чиновники, политики) и заодно удовлетворения психологических комплексов владельцев. Ни одна из созданных здесь бизнес-ежедневок никогда не выходила на уровень текущей окупаемости. И “Дело”, и “Коммерсант-Украина”, и “Экономические известия” были ничем иным, как идеальными генераторами убытков. Наступление экономического кризиса, а также победное шествие Сети заставило две из трех деловых ежедневок отказаться от печатной версии и сузиться до масштабов интернет-редакции. Худо-бедно печатается сегодня лишь украинский “Коммерсант”. Однако учитывая, что у ее хозяина Алишера Усманова сегодня не осталось никаких бизнес-интересов в Украине, а газета как демонстрировала, так и продолжает показывать устойчивый минус в районе миллиона долларов, очевидно, что этот проект существует лишь благодаря тому, что позволяет прежнему работодателю Алишера Бурхановича “Газпрому” интерпретировать происходящее в нашей стране в нужном для Матушки России ключе. Справедливости ради стоит сказать, что темы, не касающиеся расчетов за газ и важности вступления прямо завтра в Таможенный союз, полностью отданы на откуп редакции.
Естественно, что ситуация, когда повестку дня в сегменте деловой информации определяют российские и местные олигархи, не устраивает несколько опоздавшую к приготовлению медиа-пирога Семью. Ее потуги купить что-нибудь ненужное у олигархов продемонстрировали, что ни телеканалами (Александру Януковичу удалось купить лишь не самый рейтинговый “Тонис”), ни какими иными сколь-нибудь влиятельными медиа (включая деловые) те делиться по-доброму не хотят, а время для расстрелов еще не наступило. Как сформулировал один из нуворишей, “в наше время СМИ — это последнее с чем стоит расставаться. Велика вероятность, что и с каналами, и без них эта власть нас все равно похоронит. Но во втором случае это произойдет быстро и в полной тишине”. Товарищ преувеличивает: самая насущная необходимость в нынешней Украине — гражданство нормальной страны и всегда готовый к взлету бизнес-джет. Впрочем, медиа в арьергарде тоже не помешают.
О степени испуга украинских олигархов говорит тот факт, что в кои-то веки они презрели разногласия и объединили усилия, например, в таком сегменте, как интернет-медиа. Разношерстная компания из Петра Порошенко, Геннадия Боголюбова и Рината Ахметова в начале 2012 года собрала свои digital media под крышей United Online Ventures. Стало очевидно, что всех этих людей объединило какое-то одно большое горе, которому они пытаются вместе противостоять. Намек был воспринят в привычном для Донбасса духе “шаг вправо, шаг влево — попытка к бегству, прыжок на месте — провокация”, и Семья в лице молодого и перспективного Сергея Арбузова (тогда главы НБУ, а ныне потенциального могильщика дедушки Азарова) начала готовить ответ Чемберлену в виде собственного медиа-холдинга.
Главная цель его создания очевидна — сделать “матюгальник”, который позволит в краткосрочной перспективе сбалансировать ситуацию в медиа-пространстве в пользу Семьи (это более чем актуально, учитывая, что на нее сегодня с удовольствием вешают всех собак). Ну а самое главное — помочь переизбранию Папы в 2015 году. Учитывая, что без “продразверстки” олигархов здесь не обойтись, создаваемый Сергеем Арбузовым медиа-холдинг явно перекошен в сторону деловых СМИ. Именно на них ляжет функция аргументации позиции власти по поводу кардинального изменения существующих правил игры и оправдания очередного передела собственности.
Еще до нынешнего обострения отношений с олигархами в 2011 году решением Национального банка Украины было создано “Банківське телебачення”. С течением времени Банк-TV получило место в украинском телеэфире, а заодно перебрендировалось в БТБ. Все это время канал сотрясают смены концепций вещания, кадровые усушки и утруски. Очевидно, что, как у любого индвидума при власти и деньгах, у Сергея Генадьевича налицо непрекращающийся творческий зуд, выражающийся в том, что он точно знает “как лучше”.
Параллельно с шефством над БТБ последние полгода формируются сразу несколько частных медиа-холдингов. Предполагается, что один из них объединит телевизионные каналы, второй — радийные активы, третий — печатные СМИ. В частности, основой телевизионного холдинга должен был стать U.A. Inter Media Group. Но, как стало известно на прошлой неделе, Дмитрий Фирташ коварно исполнил опцион, выданный Валерием Хорошковским.
Во всей сделке больше всего режет глаз (помимо собственно телепродукта) несуразная цена актива — 2,5 миллиарда долларов. В стране, где совокупный рынок абсолютно всей рекламы не дотягивает даже до 2 миллиардов в год (а рынок ТВ-рекламы, по очень оптимистичным оценкам, составляет полмиллиарда), за такие деньги можно приобрести все медиа страны вместе взятые, и еще останется на патроны для наиболее принципиальных. К тому же флагман U.A. Inter Media Group телеканал “Интер” — глубоко дотационный проект. Прежние акционеры тратили на его развитие 70 миллионов долларов в год.
Очевидно, что цена в 2,5 ярда появилась просто чтобы найти хоть какое-то обоснование однозначно недружественного поступка для Папы. Заодно подобная несуразица, по мнению оптимистично настроенных юристов, обязана защитить актив на случай возможной экспроприации. Если канал отберут, можно долго морочить голову лондонскому суду тем, что “за канал в 2013 году было заплачено… и соответственно мы требуем с ответчика аналогичную сумму плюс моральные издержки”.
Покуда на теле- и радиофронте у Семьи как-то не складывается, на направлении печатных СМИ уже есть первые маленькие радости. В сентябре начало выходить нелепое клише с ахметовского “Сегодня” — таблоид “Взгляд”. По словам распространителей прессы, спустя четыре месяца производства продукта в макулатуру по-прежнему уходит более 80% тиража.
В феврале к “Взгляду” добавится деловая газета “Капитал”. Здесь в качестве образца взяты российские “Ведомости”. Для придания максимального сходства уже подписан договор о републикации материалов с Financial Times. Предполагается, что это, с одной стороны, придаст новоявленному украинскому проекту весомости, а с другой — станет противовесом россиянам с их “Коммерсантом-Украина”. Наконец, трюк с использованием западного контента уже опробован в случае с БТБ, вся рекламная компания которого сегодня строится на написании максимально крупным шрифтом фамилии мэра Нью-Йорка.
“Взгляд” и “Капитал” — лишь видимая часть издательского айсберга Семьи. Учредителем структур, выпускающих эти газеты, является издательство “Мега-пресс”, “выпекающее” с десяток наименований развлекательного чтива типа “Телегида” и журналов с кроссвордами общим тиражом порядка одного миллиона экземпляров. Помимо этого у издательства есть своя газетная типография, что в нынешнее непростое для прессы время позволяет оказывать влияние уже не только на издания, которые принадлежат “Мега-прессу”, но и на все, что печатается здесь. Заодно самыми первыми (если не считать редакцию) можно узнавать, что опубликовано в “Голосе Украины”, “Фактах”, “Зеркале недели”. Наконец, контроль над “Мега-Прессом” просто не оставляет шансов повториться сценарию 25 ноября 2004 года, создавшего юридические основания для третьего тура президентских выборов.
Очевидно, что Семья усвоила уроки прошлого и не собирается искать поддержки ни у своих, ни у чужих олигархов, полностью полагаясь на собственные силы, в том числе в медиа-пространстве. Издательский холдинг Семьи выстроен согласно принципам натурального хозяйства. Это отражается на качестве продукта, зато позволяет полностью контролировать все этапы производственной цепочки, быть полностью самодостаточными (если не сказать самодовольными) и не искать ни с кем компромиссов. Можно не сомневаться, что аналогичный кондовый подход будет использован с минимальными вариациями на всех фронтах борьбы за второй срок Виктора Януковича.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Призрак бродит по столице — призрак очередной деловой газеты. Пиарщики олигархов в состоянии легкого мандража пытаются выяснить подробности нового проекта. Бизнес-журналисты сдержанно ликуют в предвкушении оживления рынка. Потенциальных читателей привычно тошнит.
Да-да, интересно будет сравнить оригинал статей об Украине из ФТ и их украинскую перепечатку. Так скоро на Блумберг ТВ и передача об украинском фондовом рынке появится, в прайм-тайм))))
Хрещатик едва ли отдадут. Вот Вечерний Киев, по слухам, уже там.
Ко всему этому добавят еще Киевский медиа-холдинг вместе с Казбеком
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[19:13 22 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.