Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/ncvfaad060106.html?print

Морские торговые порты будут приватизированы в ближайшие пять лет

10:45 06 февраля 2006 года

Украинские морские торговые порты в течение ближайших пяти лет будут приватизированы, прогнозируют в Министерстве транспорта и связи Украины.

Как заявил в интервью заместитель министра Павел Рябикин, независимо от того, как будет проходить приватизация — в рамках законодательства или “скрыто”, — но в течение пяти ближайших лет морские порты Украины будут приватизированы.

Как отметил замминистра, “де-факто” приватизация портов уже идет: погрузочно-разгрузочные работы в портах выполняют частные компании. В качестве примера он привел Одесский морской торговый порт [ОМТП, 27% в общем объеме грузопереработки украинских портов].

Замминистра высказался за подготовку государственной программы приватизации морских портов. Основой программы, считает он, может стать подготовленная Минтранссвязи инвестиционная программа по поддержке существующих мощностей портов. “Инвестиционную программу необходимо наложить на временной график и в соответствии с ним выработать программу приватизации. Начать можно с самых маленьких и малоэффективных, например, таких как Феодосийский, Днепро-Бугский, Бердянский порты”, — сказал он.

По словам г-на Рябикина, при условии, что приватизация портов пойдет “через законодательное обеспечение”, самый оптимистичный сценарий выхода на приватизацию — к концу 2007 года. “Для начала нужно вывести порты из списка стратегических объектов, не подлежащих приватизации, после чего начинать подготовку к приватизации через корпоратизацию”, — уточнил он.

“Если же законодательно процесс не пойдет, все порты, столкнутся с проблемой, с которой столкнулся Ильичевский морской торговый порт”, — отметил он [привлечение инвестора к программам развития терминальных комплексов], добавив, что “не очень приятно, когда приходится действовать в режиме договоров, не устраивающих в полной мере ни государство, ни инвесторов — в рамках договоров о совместной деятельности, договоров об управлении имуществом, всегда вызывающих критические замечания со стороны общественности и инвесторов”.

В настоящее время возможности портов по привлечению кредитных ресурсов на развитие ограничены, а средства, которые остаются в их распоряжении после выплаты обязательных платежей, не дают им возможность даже поддерживать существующие мощности, резюмировал он.

В числе перспективных сфер вложения инвестиций в портовое хозяйство замминистра также выделил развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении украинских портов, которое может быть осуществлено в рамках разработанной совместно с “Укрзалізницею” программы. Пока “Укрзалізниця” своих предложений по данному вопросу не предоставила, отметил он.

По данным Минтранссвязи, мощности морских торговых портов Украины, занимающих на рынке транспортных услуг Черноморского бассейна третье место после РФ и Румынии, позволяют перерабатывать 163,7 млн. тонн грузов в год. Общая сумма подготовленных на сегодняшний день Минтранссвязи инвестиционных проектов по развитию морских торговых портов оценивается в 8 млрд. долларов. Реализация этих проектов позволит увеличить объем переработки грузов до 350 млн. тонн в год.

По итогам 2005 года 18 морскими торговыми портами переработано 109 млн. тонн грузов, или на 2,2% меньше в сравнении с 2004 годом. Объем переработки транзитных грузов составил 39,04 млн. тонн.

По итогам последних четырех лет среднегодовое увеличение грузопереработки украинскими морскими портами