Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Vneshniy_dolg_Belarusi_dostig_522_VVP.html?print

Внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП

12:30 30 марта 2011 года

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service снизило суверенный рейтинг Белоруссии на одну ступень, до “B2” с “B1”, с негативным прогнозом, указав на растущие проблемы с получением страной внешнего финансирования, передает “Интерфакс-Украина”.

Также был ухудшен потолок странового рейтинга по обязательствам в иностранной валюте — до “В1”, а потолок по валютным банковским депозитам — до “В3”. Потолки рейтингов по обязательствам и депозитам в местной валюте снижены до “Ва1”.

Снижение рейтинга вызвано, говорится в сообщении агентства, двумя основными причинами: существенной потребностью во внешнем финансировании в связи с высоким уровнем дефицита платежного баланса, достигающего 16% ВВП, а также среднесрочными сложностями в изменении нынешней модели роста экономика, которая базируется на привлечении внешних заимствований и на внутреннем спросе.

Нынешний уровень валютных резервов страны, составляющих 1,3 млрд долларов, находится, по оценке Moody's, ниже потребностей во внешнем финансировании, оцениваемых на уровне 8-10 млрд. долларов.

По имеющимся данным, Минск может привлечь часть средств у России, дополнительные ресурсы могут быть получены за счет приватизации. В то же время значительная часть внешнего финансирования придется на кредиты, и ситуация с внешним долгом будет продолжать ухудшаться, при этом полученных средств в среднесрочной перспективе может оказаться недостаточно для предотвращения разрывов в финансировании.

Таким образом, риск возникновения повторяющихся и существенных проблем с внешним финансированием растет, превысив степень риска, допустимую для рейтинга “В1”, считает Moody's.

Негативный прогноз рейтинга отражает озабоченность экспертов агентства тем, что даже в случае преодоления проблем с внешним финансированием Белоруссии будет сложно достичь изменений в экономике, которые позволяет повысить ее конкурентоспособность на международном рынке и устойчивость.

ВВП Белоруссии в расчете на душу населения (13040 долларов по паритету покупательной способности), а также среднегодовые темпы его роста (7% в год в течение прошедшего десятилетия) находятся на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими рейтинги группы “B”. Эти факторы позитивно сказывались на рейтинге страны.

Тем не менее, высокие темпы роста ВВП в значительной степени связаны с внешней финансовой поддержкой и субсидиями нефтяного импорта из России. За счет внешних заемных средств в Белоруссии финансировалось повышение зарплат, высокие тепы роста кредитования, а также субсидии для потребителей и предприятий.

“Эти шаги, в свою очередь, подорвали конкурентоспособность страны, при этом импульс роста сместился из области экспорта в направлении внутреннего спроса. За последние несколько лет это привело к ухудшению дефицита счета текущих операций, внешнего долга и отношения госдолга к ВВП”, — отмечают аналитики Moody's.

Показатели дефицита и госдолга Белоруссии в целом соответствуют или даже превышают аналогичные показатели стран с рейтингом группы “B”.

“Однако бюджетная ситуация в стране несколько менее благоприятна, чем кажется: государственные банки и предприятия абсорбируют часть государственных расходов. Таким образом, бюджетная консолидация повлечет за собой не только улучшение бюджетного дефицита, но также потребует консолидации государственных социальных программ, осуществляющихся через банки и другие учреждения”, — отмечается в пресс релизе.

По версии Standard & Poor's Белоруссия имеет рейтинг на уровне “B”.

Как сообщалось, в 2010 году ВВП Белоруссии вырос на 7,6% после роста на 0,2% в 2009 году, инфляция составила 9,9%, дефицит бюджета — 2,4% ВВП.

Совокупный внешний долг страны в 2010 году увеличился на 29,2% и достиг 28 млрд 512,1 млн долларов (52,2% ВВП). Дефицит платежного баланса за 2010 год составил 808,5 млн долларов против профицита в размере 2,44 млрд долларов в 2009 году, дефицит счета текущих операций в 2010 году — 8,49 млрд долларов (15,6% ВВП), увеличившись по сравнению с 2009 годом на 32,9%.

Белоруссия активно занимает средства за рубежом. В частности, в июле 2010 года страна разместила 5-летние суверенные евробонды на 600 млн долларов. В августе страна доразместила бумаги этого выпуска на 400 млн долларов. В декабре 2010 года, республика разместила на российском рынке облигации первой серии объемом 7 млрд рублей.

В январе 2011 года размещены еврооблигации на 800 млн долларов, а уже в феврале министерство финансов подтвердило заявленные ранее планы по доразмещению евробондов в этом году на 200 млн долларов и размещению гособлигаций в России на 8 млрд рублей.

На прошлой неделе официальная белорусская делегация начала в Москве переговоры с вице-премьером, министром финансов РФ Алексеем Кудриным о госкредите для Белоруссии от России на 1 млрд долларов и от Антикризисного фонда ЕврАзЭС на 2 млрд долларов.

За первые два месяца текущего года ВВП страны вырос на 7,8% на фоне инфляции в 4,2%. При этом ЗВР за этот период снизились на 20% — до 4 млрд долларов, а валютная задолженность Национального банка Белоруссии, состоящая из привлеченных средств белорусских коммерческих банков и долга перед нерезидентами, на начало марта достигла 6,1 млрд долларов, увеличившись на 4,3%.

На фоне снижения резервов НББ, являющийся донором валюты для экономики страны, в текущем году ввел ряд существенных ограничений на валютном рынке, а накануне расширил коридор курса белорусского рубля на внебиржевом рынке с 2% до 10%. При этом официальный курс НББ пока остается неизменным.

О возможности системного финансового кризиса Белоруссию недавно предупредил Международный валютный фонд (МВФ). Глубокое беспокойство МВФ вызвала практика привлечения Нацбанком валютных заимствований у белорусских коммерческих банков для поддержания золотовалютных резервов.

По данным МВФ, валютные заимствования НББ у местных банков в обмен на рублевую ликвидность по низким процентным ставкам в 2010 году составили около 3,8 млрд долларов, в том числе 2,3 млрд долларов — в четвертом квартале прошлого года. Это позволило НББ поддержать совокупные резервы и избежать курсового кризиса в преддверии президентских выборов в декабре. “Однако в результате этого любая дополнительная крупная интервенция приведет к тому, что уровень валовых резервов окажется ниже уровня обязательств Нацбанка перед отечественными (белорусскими) банками, что наводит на мысли о способности НББ погашать свои обязательства”, — говорилось в докладе фонда.

Эксперты фонда отмечали, что предоставление со стороны банков Нацбанку значительных объемов валютных средств “подвергает их серьезному риску”. Обеспокоенность МВФ также вызывал быстрый рост банковского кредитования в 2010 году.