Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Okolo_polovini_ukraintsev_pokupayut_produkti_i_lekarstva_vprok_kak_strategicheskiy_zapas.html?print

Около половины украинцев покупают продукты и лекарства впрок как стратегический запас

18:50 30 марта 2023 года

Продукты впрок как стратегический запас покупают 58% украинцев, лекарства — 47%, таков результат исследования потребительских настроений после полномасштабного вторжения, осуществленный компанией Deloitte и обнародованный в четверг.

“Положительно относятся к приобретению пищи впрок 64% женщин, которых на 13 процентных пунктов (п.п.) больше, чем мужчин (51%). Пожилые украинцы на 20 п.п. больше склонны делать запасы лекарства, чем представители других возрастных категорий (66% против 46%)”, — указывается в исследовании, которое проводилось с 30 ноября по 7 декабря 2022 года.

О приобретении альтернативных источников жизнеобеспечения своих семей теплом, горячей водой и возможностью готовить еду на газовых плитах, мнения украинцев разделились — почти по трети опрошенных поддерживают, нейтрально относятся или не поддерживают такую идею. Более склонны считать такую идею правильной трудоустроенные респонденты (39%) и жители больших городов (40%), следует из материалов.

Согласно им, большинство украинцев (71%) соглашается отказаться от покупки товаров производителя или у продавцов, которые остаются на рынке России. В то же время каждый пятый респондент выбирает нейтральную позицию в этом вопросе, а 9% воспринимают это утверждение негативно.

Более трети опрошенных готовы платить больше за товары тех производителей или бизнесов, которые поддерживают ВСУ и/или пострадавших от военных действий. Наибольшую лояльность демонстрируют украинцы со статусом ВПЛ, мужчины, жители западных областей, респонденты возрастной группы 28-57 лет и работающие украинцы.

Каждый четвертый респондент в 2022 году не чувствует себя безопасно в магазинах, а мнения остальных опрошенных поровну разделились между вариантами “Чувствую безопасно” и “Нейтрально”. Наиболее обеспокоены вопросам безопасности женщины (на 7 п.п. больше мужчин) и украинцы в возрасте 18—42 года, а также жители центральных и восточных областей Украины.

Согласно исследованию, об уменьшении активности посещения ресторанов/баров сообщили 79% респондентов. Наибольшее снижение отмечено в ответах более старших и жителей восточных областей. О росте посещаемости этих заведений сообщают 12% опрошенных возрастной категории 18-27 лет (у 65% активность снизилась).

Одновременно возросла частота приготовления пищи на дому (у 55% опрошенных): наибольший рост фиксируется у молодежи, временно безработных (по 59%), фрилансеров (62%) и у тех, кто занимается домашним хозяйством (65%). Об уменьшении приготовления пищи на дому сообщили 20% украинцев, находящихся на службе в армии, в органах внутренних дел и т.д.

Больше всего украинцы сократили посещение кинотеатров и концертов (86% опрошенных), особенно пожилые люди и жители восточных областей. О росте частоты посещений кинотеатров/концертов сообщают только переехавшие за границу украинцы и студенты (по 7%).

Существенное сокращение испытывает рынок спортивных заведений: женщины уменьшили посещение спортклуба/бассейна на 3 п.п. больше, чем мужчины (соответственно 82% и 79%).

Сокращение пользования такси в 2022 году произошло у 66% респондентов, преимущественно у пенсионеров (88%), жителей северных областей (72%) и украинцев за границей (73%).

В целом исследование свидетельствует, что с началом полномасштабной войны украинцы начали больше экономить и реже совершать покупки. В зависимости от категории товаров экономят от 47% до 86% опрошенных граждан. Меньше всего экономят на лекарствах, в то же время у трети респондентов расходы на эту категорию товаров выросли.

Треть украинцев стала меньше тратить на продукты питания, а более половины отметили готовность экономить на них. Больше всего это характерно для жителей северных областей (80%), меньше всего западных (65%).

“Несмотря на то, что по официальной статистике цены в 2022 году выросли более чем на 25%, средний чек украинцев уменьшился, например, на продукты питания — на 8%, на электронику — на 11%, на детские товары — на треть”, — прокомментировал руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибьюции Deloitte в Украине Александр Ямпольский.

Согласно исследованию, большинство украинцев, как и в прошлом году, предпочитают традиционные магазины, в частности из-за возможности увидеть товар, однако доля таких покупателей существенно сократилась (с 83% в 2021 году до 55% в 2022 году). Онлайн-магазины все больше приобретают статус привычного, обыденного места покупки товаров. Наибольшими преимуществами респонденты считают экономию времени и доступную цену.

Помимо того 90% украинцев отметили, что донатят на помощь ВСУ и/или пострадавшим от войны. Большинство помогает время от времени, каждый пятый респондент делает это систематически, а каждый четвертый иногда.

Наибольший процент тратящих средства на помощь ВСУ и/или пострадавшим от последствий военных действий среди респондентов со статусом ВПЛ — 94%. Систематически помогает 25% внутренне перемещенных граждан, 21% украинцев, которые не меняли места жительства, и 17% выехавших за границу соотечественников.

Активнее всего тратят средства на поддержку ВСУ жители столицы и западных областей (по 93%). Они являются и лидерами по систематичности помощи ВСУ и пострадавшим (25% и 22% соответственно). Более 85% жителей южных и почти 90% северных и восточных областей донатят. Только 14% украинцев, выехавших за границу, и 6% украинцев со статусом ВПЛ воздерживаются от осуществления донатов.

На выбор отдельных категорий товаров и активность покупок существенно повлияло вынужденное изменение места нахождения людей. Учитывая это, граждане со статусом ВПЛ являются лидерами по размеру среднего чека в большинстве исследованных сегментов и частоте совершения покупок.

Почти у трети украинцев, имеющих статус ВПЛ, частота покупок выросла как в офлайн-, так и в онлайн-магазинах, что почти вдвое превышает средние показатели по Украине. Эта категория респондентов чаще всего покупает, в частности, мебель и товары для дома (одна покупка в месяц), однако их средний чек на указанную категорию товаров (2073 грн) почти на 25% ниже среднеукраинского показателя.