Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Одесский лабиринт. Почему ОПЗ нужно продать любой ценой

[17:58 04 мая 2018 года ] [ Деловая столица, 4 мая 2018 ]

В истории с приватизацией Одесского припортового завода (ОПЗ) наметился очередной этап, который можно было бы назвать дисконтным.

По большому счету вся наша приватизация сейчас все больше напоминает крупный стоковый центр, где так и рябит от табличек с надписью: “распродажа”, “скидки”, “счастливые часы”. Попадаются даже и более радикальные: “отдам завод в хорошие руки”. Мы не говорим о том, плохо это или хорошо, просто констатируем факт. Точно также нельзя однозначно ответить хороши ли для торговых сетей массовые скидки на товары. В рождественский период массовое падение цен приносит рекордные показатели выручки и дает возможность избавиться от устаревших товаров, которые со временем придется просто утилизировать. Но если предоставлять скидки круглый год, то скоро нечем будет давать сдачу. Именно поэтому, кроме специализированных дисконт-центров, вы не найдете супермаркеты где бы “скидывали” каждый день и на всю линейку товаров.

Нечто похожее происходит и в сегменте приватизации в Украине. Грамотная продажная стратегия может принести рекордные поступления в бюджет, позволит снизить бюджетные затраты на содержание государственных предприятий и распродать все то, что через несколько лет придется продавать по цене металлолома. А с другой стороны, очень важно, чтобы под шумок распродажи возбудившиеся покупатели на виду у зазевавшейся “охраны” не вынесли вместе со скидочными товарами оборудование “торгового центра”. По принципу: “это мы тоже берем”.

За последние годы ОПЗ прошел через такую череду анонсирования аукционов по продаже и их отмене, что впору говорить о влиянии неких потусторонних сил: не иначе кто-то закопал дохлого черного кота на пороге дирекции.

Хотя, как показывает практика, все потусторонние силы в Украине на поверку оказываются “посюсторонними” — не стоит искать рога на портретах отечественных олигархов, они “покупают” как могут.

Стоит признать, что бесконечная чехарда с попытками продать ОПЗ все больше напоминает ритуал наложения табу в исполнении туземцев маори, после которого ни один “белый инвестор” не подойдет к этому объекту на расстояние аммиачного выхлопа. Да и “туземные” спекулянты, которые привыкли подымать крохи во время сигнальных продаж небольших пакетов акций в размере 1-5% уставного капитала, уже отчаялись ждать своего счастливого часа.

И вот здесь мы вплотную подходим к тому печальному факту, что в условиях системной анемии правовых институтов любые, даже самые благие, методики и эффективные инструменты будут применены не по их “профилю”, а лишь для маскировки весьма прозаичных частных интересов.

История приватизации в Украине всегда носила несколько алогичный оттенок. Как правило, модель разгосударствления достаточно сложно инкорпорировалась в контекст переходной экономики. И этому были свои весомые причины. Еще на заре 90-х американские консалтеры, которые в те времена учили украинцев принципам рыночных взаимоотношений, открыто говорили о том, что в вопросах перехода от плановой системы к капиталистической, равно как и в дебрях массовой приватизации, они лишь любопытные наблюдатели, но уж никак не советчики.

Ни одной стране мира, кроме постсоветского лагеря, не приходилось корпоратизировать экономику, которая на 100% принадлежала государству.

Даже массовая приватизация в странах Латинской Америки происходила на фоне частного сектора, который составлял от 30 до 50%.

Но все это дела давно минувших дней. А в чем же заключается алогичность приватизации “по-украински”? Дело в том, что, как мы уже сказали, начальный этап приватизации всегда самый сложный. Но зато в дальнейшем, государство получает отличный механизм, который работает как часы и позволяет правительству лишь наращивать эффективность продаж государственных объектов. В Украине же приватизационная телега оказалась почему-то впереди лошади: после относительно удачного старта массовой приватизации времен Юрия Еханурова (1994-1998 гг.) последовала массовая приватизация времен позднего Кучмы, которая, с одной стороны, сформировала класс национальных олигархов, а с другой — повысила общую эффективность экономики и ее резистентность к внешним кризисам. Профит получился весьма противоречивым, как говорят “ложечки нашлись, но осадок остался”.

В 2018 г. приватизация должна принести казне 22,5 млрд грн, притом что максимальные показатели приватизации были зафиксированы в 2005-м (20,7 млрд грн). Столь амбициозные планы реализуются на платформе нового закона о приватизации, который был весьма одобрительно встречен внешними кредиторами. Философия его может быть сформулирована достаточно лаконично: продать все быстро и дешево. Именно для этого в распоряжение государства передается широкий набор инструментов по понижению цены на приватизируемые объекты.

Закон разрешает применять такие виды аукционов, как аукцион с понижением стартовой цены на 25%, а затем и на 50%. Кстати, механизм понижения цены изначально заточен именно на приватизацию ОПЗ: в случае если покупателя на стартовую цену не будет, новый закон позволит существенно ее снизить. В отношении предприятий, которые вступили в стадию приватизации, нельзя возбуждать дела о банкротстве. Это, по мысли законодателей, должно обезопасить тот же ОПЗ от действий кредиторов по блокировке его продажи.

Участие в приватизации страны-агрессора также существенно ограничено: к торгам не будут допущены участники, где 10% и боле акций принадлежит резиденту данного государства. Именно “резиденту”, а не “гражданину”, что также дает пространство для определенного “маневра”.

Ограничено и участие в приватизации компаний, 50% акций которых принадлежит офшорным компаниям или резидентам стран, отнесенных FAТF к перечню государств, которые недостаточно борются с отмыванием денег, полученных преступным путем. Данные нормы должны отсечь от процесса приватизации капитал беглых элит, связанных с бывшим президентом.

Нетрудно заметить, что указанные выше нормы закона разработаны в целях отсечение лишних претендентов на ОПЗ. Да, Одесский припортовый выглядывает из доброй половины всех законодательных “примочек” нового закона о приватизации. И это неудивительно, ведь этот завод является единственным брильянтом, который еще не был выдран из государственной короны.

Для справки: ОПЗ — крупнейшее и самое модернизированное предприятие химической промышленности в Украине.

Завод — специализируется на производстве аммиака, азота, карбамида и т. д., а также занимается перевалкой аммиака, обладая крупнейшим региональным терминалом (4,7 млн т) и аммиакохранилищем (120 тыс. т). Помимо прочего, ОПЗ — это логическое завершение аммиакопровода “Тольятти-Горловка-Одесса”, благодаря чему владелец завода может держать “за бубенцы” производство и экспорт аммиака в “ТольяттиАзот” (РФ).

До 2008-го завод нарастил годовые показатели прибыли до 800 млн грн, или $100 млн. По инвестиционным индикаторам тех лет продажная цена ОПЗ могла составить 10-летний мультипликатор, то есть порядка $1 млрд, что тогда было эквивалентно 8 млрд грн. Попытка продать завод в 2009-м за 5 млрд грн была заблокирована не без участия Юлии Тимошенко, которая в то время была премьером. Сегодня коэффициент мультипликации по таким объектам снизился вдвое — до пяти лет. Таким образом, объективная оценочная капитализация ОПЗ на сегодня — $400-500 млн, или 10,5-13 млрд грн.

К сожалению, охотники за “рогами ОПЗ” взяли на вооружение старую проверенную тактику: наращивание убытков на предприятии. По такой схеме в свое время были “прихватизированы” облгазы и облэнерго: легко объяснить низкую продажную цену, когда объект в долгах как в шелках. В 2013-м убытки возросли до 1,144 млрд грн, а в 2016-м году они составили рекордные 2,981 млрд грн. Нетрудно заметить, что каждое “убыточное” обострение было обусловлено началом новой подготовки к приватизации. Добавим сюда лавинообразное наращивание кредиторской задолженности за газ ($250 млн в пользу одной частной компании, связанной с известным олигархом в изгнании Дмитрием Фирташем) и многочисленные маски-шоу, а также отключения завода от газоснабжения. Все это, по задумке авторов “движа”, должно окончательно отбить желание торговаться у любых “залетных” инвесторов.

Кроме того, в 2015-м году была отменена так называемая сигнальная продажа на бирже 5% акций предприятия. А ведь именно она могла наиболее точно протестировать интерес инвесторов к ОПЗ и помочь определить новый уровень капитализации.

К счастью для развитых стран и к несчастью для нас, законодательные нормы носят объективный характер. Вот и принятый закон о приватизации начал свою “работу”: в соответствие с его требованиями в мае текущего года продажная цена ОПЗ была понижена до $54 млн с изначальных $527 млн, то есть в десять раз. Все это объясняется весьма просто — нет покупателей на стартовую цену, поэтому нужно снижать. Как того и требует закон. В этом случае цена определяется независимым оценщиком. В результате флагман украинской экономики может быть продан по цене среднего торгового центра в Киеве.

Вся эта история в очередной раз “подсвечивает” очевидную истину о том, что главная задача на сегодня — это окончание массовой малой приватизации, которая может дать очередной импульс для развития малого и среднего бизнеса по аналогии с волной 90-х — начала нулевых. Что касается приватизации больших объектов, то для ее проведения нужно сперва укрепить в стране базовые правовые институты и обеспечить титулы собственности на основе признания частного права как безусловной общественной ценности. И маркером этого процесса станет уровень прямых иностранных инвестиций хотя бы на уровне $4-5 млрд в год. Как показывает опыт Криворожстали, плохо и дешево продать можно всегда. Но, как правило, такие эксцессы исполнителя заканчиваются более успешным ремейком повторной приватизации уже в следующем политическом цикле.

Алексей КУЩ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2018-05-07 00:13:55] [ Аноним с адреса 37.130.224.* ]

37.73.213.* Буровые вышки никто не угонял, они как принадлежали черноморнефтегазу так и принадлежат, порт приписки и базирования тоже не изменился. По факту инициатором разрыва контракта была украинская сторона а не российская. Газпром бегал и уговаривал подписать хоть какую бумажку на основании которой можно продолжить поставки за ту же цену 50 бачей, но команда Юща держала паузу чтобы побить горшки с газпромом и на этом основании потребовать назначения своего посредника росукрэнерго. Выгодность этого разрыва для Газпрома весьма сомнительна поскольку в новом контракте пришлось уступить оплачиваемую деньгами часть поставок газа в Украину туркменам. Правда туркмены позже осознали куда вляпались и к Юлиному контракту забили иметь дело с Украиной. Попей что нибудь успокоительное, тебе явно не помешает.

[2018-05-06 13:59:11] [ Аноним с адреса 37.73.213.* ]

37.130.224.* Полная чушь. Есть контрактные цены, а есть спотовые. Не надо лепить внутренний спот к оптовой рыночной цене газа по длинным контрактам. По поволу $50 дол/1000 м3 до 2009. Если даже теоретически предположить что Россия была обязана поставлять газ по такой цене (а это не так), этого не было бы никогда, нашлось бы 1000+1 причина почему Россия этого не может или не будет делать. Россия за 5 центов удавится, буровые вышки украинские новенькие 2012-2013 года покупки с Черного моря поугоняла, а тут такая щедрость. Вся российская гниль, жадность, отношение к подписанным договлрам, которые не стоят бумаги на которой они напечатаны. Все это вылезло. России просто не повезло, что это вылезло в мировом масштабе и Запад просто этого не ожидал. Они долго разбираться, но 4 года им хватило чтобы юридически обосновать свои действия. Готовьтесь там в России, все только начинается.

[2018-05-06 00:07:36] [ Аноним с адреса 37.130.224.* ]

77.52.44.* По контракту цена газа и транзита МОГЛА согласовываться ежегодно. Но в 2004 году дополнение было заключено на 5 лет, до 2010 года. Цен ниже 70 баксов в Европе не было уже с 1992 года. В сабжевом 2004 году цены в Европе не опускались ниже 150. В 2008 году вообще 500 штурмовали. На тему мифических переплат Украины в 2009-2014 годах можно полюбопытствовать статистикой МВФ, он ее таки ведет. Так вот, средняя цена газпромовского газа на границе Украины с учетом скидки обычно была на 30-50 баксов ниже чем на границе Германии. Счета Газпрома за 90-е годы может и оплачены, но Газпрому от этого не жарко, практически все тогдашние долги начиная с 1992 года были оформлены как госдолг Украины и распроданы с дисконтом. Например, в том же соглашении 2004 года Газпром продал очередные 1,5 миллиарда долгов Украины Внешторгбанку. Я не в курсе сумел ли их выбить банк, но судя по динамике роста внешнего госдолга Украины с этим туго. В общем кончайте заменять мозг телевизором и научитесь заглядывать в реальность.

[2018-05-05 01:30:24] [ Аноним с адреса 77.52.44.* ]

Контракт попийсят только в больных головах россиян. По контракту каждый год согласовывалась цена газа и на 2004 было допсоглашение, которое устанавливало эти самые 50 дол. только на 2004! На 2005 надо было новое допсоглашение и так каждый год. Но запущенная информационная волна в российских СМИ оболванила обычных граждан. Ни от Газпрома, ни от Нафтогаза никаких заявлений не было. Кроме того, с 2004-2005 нефть и газ подорожала в 3 раза. В 2002-2003 Россия даже подумать о таком не могла и те 50 дол. были за счастье, европейцы покупали по 60 дол. Ни и третье, контракт 2009-2019, только за 5 лет 2009-2013 Украина долларами закинула России $50 млрд. при базовой цене $450 дол. в то время когда европейцы покупали по $300 дол. По поводу 90-х времён Кучмы все счета Газпрома оплачены, иначе подавайте в суд и вам с процентами насчитают. Но вы не подадите, потому что пиздуны. Вам ваше СМИ заменяет мозг. Ложь раз за разом России сходила с рук и решили что хуле те Британцы и США, можно и им пиздеть в глаза и говорить что это не мы. Ну посмотрим чем это закончится.

[2018-05-05 00:17:55] [ Аноним с адреса 37.130.224.* ]

37.73.232.* Это точно, никакого дешевого газа от России не было. Был бесплатный. Все 90-е годы москали скакали вокруг трубы и жалобно упрашивали Киев заплатить хоть что то. Киев весело над ними ржал и иногда клятвенно обещал тырить поменьше. Все изменилось в 1999 году когда пшеки достроили свою трубу в обход Украины (да да, первый "северный поток" построили лучшие европейские друзья, а вовсе не москали, москали в это время последний хрен без соли доедали). Для Киева прозвенел первый звоночек и он побежал договариваться. Так родился знаменитый контракт пописят. Да и те бартером, включая аренду крымских баз. Кому этот контракт был выгоден можно уточнить по ценам на газ в Европе, которые к моменту разрыва контракта Ющом штурмовали отметку 200 баксов за тыщу кубов.

[2018-05-04 20:14:18] [ Аноним с адреса 37.73.232.* ]

Украина имеет своих 20 млрд.м3 природного газа. Реально его добычу довести до 30 млрд., а потребление снизить до 20 млрд. 10 или на экспорт или на химзаводы. По поводу дешёвого газа для ЮВ, не надо пиздеть. Первая газовая война Россия - Украина была при Кучме. А в 1999 я не знаю как мы пережили зиму. Никакого дешёвого газа от России не было, а все сказки для дебилов. Янукович вообще газ по 450 брал, а Европа по 300. Хорошо хоть суд в Стокгольме разобрался.

[2018-05-04 19:41:20] [ Аноним с адреса 146.185.28.* ]

Да все еще в 15-м году поняли что ОПЗ не стОит ничего. Еще и приплатить придется за утилизацию. До первого майдана все держалось на дармовом газе и выкручивании рук тольяттиазоту. Но потом Ющ начал войну против олигархов юговостока и первым делом разорвал контракт пописят, очень выгодный именно промышленности юговостока. И остался только тольяттиазот. Но второй майдан добил ситуацию, теперь москали строят свою перевалку аммиака на Тамани. Аммиачная труба идет через зону боевых действий и цела только на взятках обеим сторонам фронта. А газ в 20-м году кончится. Кому в таких условиях нужен изношенный допотопный опасный завод? Что будет с сырьем никто не знает, что с ресурсом оборудования никто не знает, риски отжима активов бешеные, законы нестабильны. Итог один - ОПЗ это металлолом, но распилить и рекультивировать стОит больше чем металл.

[2018-05-04 18:35:31] [ Аноним с адреса 95.133.54.* ]

ОПЗ предназначен для конвертации дешёвого природного газа в аммиак, а потом удобрения и перевалки их (и удобрений, и аммиака) морским транспортом. Ключевое слово «дешёвого». Если купить газ на рынке, цена удобрений будет больше мировых, поскольку мировые производства удобрений расположены возле источников дешёвого газа или хозяин у месторождений газа и заводов один и тот же. Нет дешёвого газа – нет ОПЗ и вообще химической промышленности Украины. Но выход есть. Вместо того чтобы пичкать население дешёвым газом по 7 грн/м3, лучше отдать его по такой цене ОПЗ и завод заработает более-менее. Дружочки, газ для населения во всём мире в 2 раза дороже чем для промышленности. Надо субсидировать промышленность, а не население, как это делается во всём развитом мире. Но, боюсь, нам за это ноги поотрывают-то. А то что мы населению газ просераем, хоть по 1 грн/м3, всем пох, а если заводу какому отпустим газ по такой цене – писдец кошечке. Такие пошлины на продукцию этого завода насчитают за демпинг, что все акуеют. Надо субсидировать дешёвыми ресурсами производства, а налогами, рабочими метами, и зарплатой потом всё вернётся

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.