Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Надо кончать бардак!” Что будет, если национализировать “Мотор Сич”

[15:32 09 марта 2021 года ] [ dsnews.ua, 9 марта 2021 ]

На Банковой созрел план одним-единственным решением разрубить гордиев узел проблем, накопившихся вокруг ПАО “Мотор Сич” — национализировать предприятие. Но это чревато валом новых проблем.

Соблазн простого решения

4 марта глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия заявил, что в Верховной Раде в ближайшее время зарегистрируют законопроект о национализации ПАО “Мотор Сич”.

“Вы знаете, что наложили санкции против китайских компаний. Это вопрос обороноспособности … Для того чтобы урегулировать правовой статус этой компании, — сказал он журналистам. — Это часть ситуации в отношениях с Китаем, надо проводить переговоры. Но, мне кажется, нам надо регистрировать законопроект, потому что сейчас полностью не определено состояние предприятия, там работают несколько десятков тысяч человек. Они обращаются к нам и просят определить, какой статус и какое будущее у этого предприятия. Это важное предприятие, градообразующее в Запорожье. Надо над этим работать”.

Здесь следует отметить, что еще месяцем ранее, 5 февраля, национализировать “Мотор Сич” предлагал экс-глава Минфина, а затем и СНБО Александр Данилюк. По его мнению, в нынешних обстоятельствах национализация остается едва ли не единственным оптимальным решением. Он также объяснял, почему поиску полноценного западного инвестора должна предшествовать именно национализация компании. “Во время переговоров с Джоном Болтоном я сделал запрос на привлечение американского инвестора. В течение двух недель инвестор был найден. Но за полтора года переговоры с ним не продвинулись — во власти не осталось людей, которые бы понимали, как проводить переговоры такого уровня. Кроме того, государство юридически не имеет отношения к “Мотор Сич”. следовательно, потенциальным инвесторам не было понятно, кого власть представляет на этих переговорах”, — написал он в своем блоге на НВ.

Напомним, что 18 августа прошлого года Киевский апелляционный суд приступил к рассмотрению дела об аресте акций “Мотор Сич”. 5 сентября китайские инвесторы заявили, что намерены начать международный арбитраж против Украины из-за того, что их не допускают на предприятие. Украину обвиняли в фактической экспроприации “Мотор Сич” и нанесении инвесторам ущерба на $3,5 млрд.

2 февраля уже нынешнего года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) открыла дело в отношении ООО Dragon Capital, на счетах которого в ценных бумагах размещены акции “Мотор Сич”. 3 февраля МИД получило ноту от КНР из-за санкций против инвесторов “Мотор Сич”.

“Надо кончать бардак!”

 

История получила развитие 4 марта на заседании парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, на котором присутствовал и президент компании “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев, который противоречил сам себе. Сперва он выступил категорически против национализации предприятия.

“Надо будет заплатить неустойку. И потерянную выгоду… Все государство будет платить, бюджет. Какая национализация, вы что? Надо договариваться с китайцами”, — сказал он журналистам. После чего предложил такой вариант: позволить китайцам владеть 35% акций предприятия, остальное они должны продать украинскому государству.

“Я бы настаивал на том, чтобы контрольный пакет оставить у государства — в лице “Укроборонпрома” либо Минэкономразвития, но рвать отношения с китайскими товарищами нельзя. Они мне помогли в критический момент, заняв $100 млн. И я их верну”, — сказал Богуслаев.

Однако через пару часов он заявил совсем другое: “Никакого договора об инвестициях со стороны китайских товарищей нет. Они нас обманули”. По словам Богуслаева, сам он поддерживает принятое решение президента, и профсоюз это поддерживает — “надо кончать бардак”.

Также Богуслаев рассказал, что регулярно проводит телемосты с китайской стороной и призывает их не нарушать украинское законодательство. “Нет китайских инвесторов и китайской инвестпрограммы. Обещания есть: в договоре приобретения акций записано, что в 2018 г. должны $100 млн и $150 млн — всего $250 млн. Ни копейки!”, — заявил он, после чего уточнил, что с китайской стороной есть договор займа, согласно которому ПАО “Мотор Сич” должно в 2026 г. вернуть те самые $100 млн.

Впрочем, если судить по комментарию премьер-министра во время пресс-конференции 4 марта, он все же не горит желанием национализировать “Мотор Сич” а скорее склонен заниматься стабилизацией работы предприятия.

“Мотор Сич”: предыстория конфликта

 

О том, как Китай пытается купить ПАО “Мотор Сич”, а Украина во многом под давлением США этому сопротивляется, мы писали много раз. И не далее как в феврале в напоминали долгую и запутанную историю конфликта. Которая началась еще в феврале 2015 г., когда “Мотор Сич” и компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment подписали меморандум о строительстве завода по производству авиадвигателей в Чунцине. В апреле 2016 г. “Мотор Сич” получила от Beijing Skyrizon займ в размере $100 млн всего под 0,3%, и в течение того же года многолетний руководитель и акционер запорожского предприятия Вячеслав Богуслаев, как заявляли в СБУ, продал 56% акций доверенным лицам собственника китайской Beijing Skyrizon.

Но в сентябре 2017 г. СБУ заподозрила, что это было сделано незаконно, после чего Шевченковский райсуд Киева арестовал указанные акции. Богуслаев же в декабре 2019 г. подтвердил, что продал акции предприятия китайским компаниям, поскольку иначе ему бы пришлось из-за тяжелого финансового положения завода закрыть его, а персонал — уволить.

Однако против покупки “Мотор Сич” китайцами активно выступили США — им очень не хотелось, чтобы украинские технологии по строительству авиационных двигателей усилили военную мощь Китая. В результате Украина в лице АМКУ так и не дала окончательного разрешения на сделку. Не помогло и то, что в августе прошлого года группа DCH украинского бизнесмена Александра Ярославского объявила о договоренности с китайскими инвесторами, представляющими Skyrizon Aircraft Holdings Limited, о совместной деятельности по развитию завода “Мотор Cич”.

Национализация: за и против

 

Понятно, что в данном случае речь идет не о конфискации предприятия, а скорее о его принудительном выкупе, с компенсацией убытков всем заинтересованным сторонам. Но для китайцев владение “Мотор Сич” — вопрос не денег, а национального развития.

Мы спросили у наших экспертов: насколько реально государству национализировать “Мотор Сич” и не получить при этом множество судебных исков?

“Это нереально. Мы уже видели опыт национализации в Украине. У нас это было с “Криворожсталью”, хотя там немного другая была причина и настроения. Особенность национализации “Мотор Сич” в том, что она жестко ударит по инвестклимату в Украине, — сказал “ДС” директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин. — Что получится, если вынести за рамки технологические вопросы, которые играют ключевую роль для Китая. Представьте, пришел инвестор, например американская компания, и приватизировал машиностроительный завод. Проходит какое-то время и государство говорит: мы неправильно поступили, мы национализируем. Я думаю, Америка как страна будет защищать своего инвестора и Украине никогда больше руку не подаст. Такая же история с Китаем. Мы, начиная процесс блокировки инвестиционной сделки, не учитываем вопросы национальной безопасности”.

По мнению эксперта, можно было по-другому выстроить взаимодействие с китайцами, ограничить доступ или обращение технологий другими законами. Но попытка забрать у частника его собственность создает прецедент, который в будущем остановит любого другого инвестора, который захочет зайти в Украину через приватизацию. “Это очень большие риски для Украины. Что касается принятия такого закона, я сомневаюсь, что в парламенте хватит голосов для его этого”, — резюмировал Анатолий Амелин.

Между тем финансовый аналитик Алексей Кущ считает, что национализация “Мотор Сич” — дело вполне реальное и нужное для Украины.

“Это происходит в рамках озвученной ранее президентом инициативы по созданию национальной авиакомпании. Она будет базироваться на национальном производителе самолетов (”Антонов”), и для этой программы нужна “Мотор Сич” как компания, которая производит в том числе авиационные двигатели, — сказал эксперт. — Плюс оборонный заказ, вертолеты для военных и гражданских целей. Словом, будет создаваться такой государственный авиационный кластер. Поэтому я думаю, это вполне реальное намерение”.

При этом эксперт “ДС” не считает, что Украине так уж угрожают судебные иски в случае национализации “Мотор Сич”. “После того, как не дали купить акции китайским инвесторам, с исками уже все понятно: иски уже пошли. Теперь варианта два: или завод умрет, или будет национализирован, — уверен Алексей Кущ. — Но при национализации главное, чтобы собственник получил должную компенсацию. Другое дело, что сейчас непонятно, кто там собственник”.

Буква закона

 

“Сейчас в украинском законодательстве не закреплено такое понятие, как “национализация”. В свое время, особенно в 2014 г., в Верховную Раду было внесено несколько законопроектов по этому поводу, но по тем или иным причинам ни один из них не был принят. Сейчас снова будет внесен соответствующий законопроект, но пока что говорить о нем нет смысла, потому что для начала необходимо ознакомиться с его текстом, — сказал “ДС” управляющий партнер АО “Чудовский и партнеры” Игорь Чудовский. — А до момента принятия соответствующего законодательства единственным вариантом национализации остается принятие решения СНБО о переходе предприятия в государственную собственность и вхождении государства в его капитал, то есть своего рода приобретение контрольного пакета. По такому сценарию был национализирован Приватбанк”.

То, что под политические задачи в Украине могут изменить законодательство, особого удивления не вызывает. Но и тут есть затруднения.

“Статья 41 Конституции Украины закрепляет за физическими и юридическими лицами право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Чтобы изменить ситуацию в Раду в июле 2020-го подали два законопроекта: №3790 “О порядке принудительного отчуждения объектов права частной собственности в собственность государства (национализации)” и №3790-1 “О порядке изъятия объектов права частной собственности в собственность государства и собственность территориальной общины (национализации)”, — сказал “ДС” аналитик компании “Центр биржевых технологий” Максим Орыщак. — После рассмотрения законопроектов, согласования и прохождения всех инстанций их принятие позволит проводить национализацию. Плюс национализации — наличие активов на балансе государства. Минус — неспособность государства вести дела на должном уровне, чтобы предприятия продолжали эффективно работать”.

Череда скандалов и разного рода разбирательств вокруг ПАО “Мотор Сич” тянется уже много лет. Вполне возможно, национализация предприятия — действительно хороший вариант. Один большой скандал, разовые расходы для бюджета — и дальше игра по четким и понятным правилам.

А можно оставить все как есть. Тогда не будет большого скандала и расходов — будет долгое перетягивание каната между китайцами и американцами, с “Мотор Сич” в роли каната. Пока предприятие не разорится окончательно.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.