Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/analytics/Polovina_dela.html?print

Половина дела

Ярослав ДМИТРЕНКО 10:00 04 мая 2012 года
Предприятия украинской ракетно-космической отрасли могут не досчитаться половины запланированных на 2012 год космических стартов, а вместе с ними и доходов.

В начале 2012 года конструкторское бюро (КБ) “Южное” и “Южмаш” рассчитывали, что их ракеты смогут принять участие в десяти пусках: три — в рамках конверсионной программы “Днепр”, три — по программе Taurus-2, три старта ракетоносителей Зенит-3SL в рамках проекта Sea Launch и один наземный старт “Зенита” с Байконура. Однако в итоге может получиться вдвое меньше.

До сих пор нет ясности, стартует ли в нынешнем году хоть одна модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета SS-18. В конце января президент России Дмитрий Медведев заявил о возобновлении программы “Днепр”. Но позднее российские военные заявили, что у них нет ракет для мирных целей. Первый инаугурационный старт Taurus-2 запаздывает из-за затянувшегося строительства пускового комплекса, которое ведет частный подрядчик NASA — американская компания Orbital Sciences Corporation. Первый в 2012 году “морской старт” — запуск телекоммуникационного аппарата Intelsat-19 — недавно был отодвинут на конец мая. А запланированный на этот год “наземный старт” с израильским спутником Amos-4, скорее всего, будет перенесен на первую половину 2013 года.

Генеральный конструктор “Южного” Александр Дегтярев надеется, что в 2012 году две днепропетровские ракеты будут запущены в рамках проекта Taurus с космодрома на острове Уоллопс (Вирджиния, США), еще две — стартуют с океанской платформы в Тихом океане. Определенные надежды также связаны с разблокированием программы “Днепр”. Главный менеджер проекта этой программы Алексей Силкин связывает задержку с конверсией баллистических ракет SS-18 в России с переходом властных полномочий, а также лоббированием интересов российскими производителями ракетно-космической техники. Ведь украинско-российское ЗАО “Космотрас”, которое занимается поиском заказов на запуски мирных спутников украинскими ракетами, берется доставить их на орбиту гораздо дешевле остальных. Однако, прежде чем это случится, необходимо договориться с российскими военными о снятии ракет с учета Минобороны. Ранее гендиректор “Южмаша” Виктор Щеголь заявлял, что ежегодно предприятию необходимо участвовать как минимум в десяти пусках, чтобы работать рентабельно. А совершая пять-шесть пусков, закончить год без убытков не получится. Сейчас очевидно, что и в 2012 году украинской ракетно-космической отрасли придется балансировать на грани выживания.

Последствия гонки

За годы существования КБ “Южное” и “Южмаш” в тесной кооперации с другими предприятиями отрасли разработали и внедрили в производство четыре поколения межконтинентальных баллистических ракет, обеспечив ракетно-ядерный паритет в холодной войне СССР и США. Вершиной технического гения днепропетровских ракетчиков до сих пор считаются ракеты последнего поколения 15А18 шахтного базирования (SS-18 Satan) и железнодорожные ракетные комплексы 15Ж61 (SS-24 Scalpel). Параллельно с разработкой ракетной техники в Днепропетровске развивалось проектирование и строительство спутников. Чуть больше чем за полвека существования предприятия днепропетровского ракетного “куста” разработали 72 типа космических аппаратов и запустили на орбиту 400 спутников собственного производства, в том числе 23 по программе “Интеркосмос”, для исследования околоземного пространства, дистанционного зондирования Земли и океана, юстировки и калибровки наземных средств системы противоракетного обнаружения СССР. Кроме того, днепропетровские предприятия были участниками лунной программы СССР и создания многоразового комплекса “Энергия-Буран”. Беспрецедентный масштаб деятельности позволил “Южному” стяжать славу лучшего в мировой практике космического КБ, “Южмашу” заслужить репутацию крупнейшего в истории ракетного завода, а независимой Украине войти в число десяти космических держав.

Однако вот уже больше двух десятилетий КБ “Южное” и “Южмаш” противостоят совсем другим вызовам, нежели ядерная угроза. После распада Союза ни одна из сверхдержав не взяла на себя ответственность за смертоносные технологии, разработанные в Днепропетровске на пике противостоянии СССР и США. В том числе Россия, где до сих пор стоят на дежурстве днепропетровские SS-18 шахтного базирования (железнодорожные комплексы SS-24 утилизированы в соответствии с соглашением СНВ-2). В марте на праздновании 50-летия вывода на орбиту первого днепропетровского спутника экс-президент Украины и бывший директор “Южмаша” Леонид Кучма признался, что в 2001 году предложил Владимиру Путину продать России “Южмаш” и КБ “Южное”. Однако президент России ответил отказом.

Мегодня единственным шансом выживания для украинской космической отрасли является международное сотрудничество. Уже ни для кого не секрет, что украинские и российские ракетчики являются соавторами космических прорывов Китая и Индии. Украинский спутник нового поколения “Сич-2” и платформа для него были созданы с помощью египетских налогоплательщиков — за счет того, что Украина получила заказ на изготовление первого египетского спутника Egyptsat-1. Кроме того, Украина изготовила двигатель четвертой ступени для европейского ракетоносителя легкого класса Vega, который в феврале этого года впервые стартовал с космодрома Куру (Французская Гвиана), а также выполнила множество других локальных проектов в интересах третьих стран. Очевидным достижением для Украины стало участие в проекте Taurus-2, недавно переименованном в Antares. В нынешнем десятилетии после вывода из эксплуатации челноков Space Shuttle этот ракетоноситель, первая ступень которого собрана в Днепропетровске, будет доставлять грузы NASA на международную космическую станцию. А украинские специалисты впервые получат доступ на американские космодромы.

Преодолеть экватор

Ключевой проект для флагманов космической отрасли Украины вот уже десятилетие реализует украинско-бразильская компания AlcantaraCykloneSpase (ACS). Эта компания была создана в 2002 году после ратификации соглашения об использовании украинского ракетоносителя “Циклон-4” на бразильском пусковом комплексе Алкантара (штат Мараньяо). Проект предполагает возобновление производства “Южмашем” ракет семейства “Циклон”, предтечей которых была межконтинентальная ракета Р-36 (SS-9 Scarp). Этот аппарат относится ко второму поколению днепропетровских боевых разработок, выпускалась в 1960-70-х годах и на то время была последним словом в мировом ракетостроении. Впоследствии на ее основе выпускались мирные носители, запуски которых до 2009 года включительно проводились с космодромов Плесецк и Байконур. Как уверяют ракетчики, “Циклон-4”, в конструкцию которого было внесено немало усовершенствований, позволит выводить с экватора до 5,5 тонн груза на низкую опорную орбиту, 1,6 тонн — на геопереходную и 3,7 тонн — на солнечную синхронную орбиту. Таким образом, бразильский “Циклон” будет использоваться как полноценный носитель легкого класса, а в некоторых случаях конкурировать с “середняками”. В рамках ACS украинская сторона должна обеспечить поставку ракет и оборудования для пускового комплекса, а бразильцы — строительство всей необходимой наземной инфраструктуры.

Изначально дебют украинцев на бразильском космодроме должен был состояться еще в 2006 году. Но по разным причинам сроки первого запуска неоднократно переносились. Бразильской стороне пришлось преодолеть противодействие местной общины индейцев — киломболов, опасавшихся строительства космодрома в местах их проживания. Только в 2011 году были решены все проблемы. А в феврале нынешнего года ACS объявила о том, что наряду со строительством космодрома власти Бразилии реализуют в штате Мараньяо проект “Алкантара — экологически чистый город” с возведением новых домов для индейцев, созданием для них рабочих мест и коммунальной инфраструктуры. Еще одна проблема возникла в связи с позапрошлогодней сменой власти в Бразилии и попыткой оспорить результаты тендера на строительство наземной инфраструктуры ACS общей стоимостью 546 млн. долларов. Единственным участником и победителем этого тендера стал консорциум Camargo Correa — Odebrecht, созданный двумя влиятельными бразильскими семьями Камарго и Одебрехт. Бразильские левые требовали отмены результатов торгов, поскольку стоимость работ, по их мнению, была неоправданно завышена.

Украинским участникам проекта также пришлось пережить немало волнений, связанных с финансовой стороной вопроса. Только в августе 2010 года Кабмин дал гарантии на привлечение займа на 260 млн. долларов для финансирования украинской части работ в Алкантаре. Еще больше года прошло до того времени, как в ноябре 2011 года Украина внесла свою долю в уставный фонд ACS. До этого участники проекта — не менее 16 предприятий ракетно-космического комплекса и машиностроения — выполняли работы за свой счет и успели потратить более 100 млн. долларов.

Важной особенностью реализации космических амбиций Бразилии и Украины станет создание нашей страной (впервые в истории) полного спектра оборудования для ракетного космического комплекса “Циклон-4”. В 2011 году на “Днепротяжмаше” (Днепропетровск) началось возведение заводского испытательного комплекса площадью 3,6 тыс. квадратных метров. В его состав входят пусковой стол, подъемно-установочный и транспортно-установочный агрегаты, самоходная буферная платформа и грузовой макет ракеты, а также элементы систем термостатирования, обеспечения сжатыми газами, заправки ракеты окислителем и горючим. После заводских испытаний большая часть этого оборудования будет отправлена в Бразилию. Емкости систем заправки ракет горючим и окислителем, сбора и нейтрализации промышленных стоков для ACS изготавливает “Азовмаш” (Мариуполь, Донецкая область). В декабре 2011 года предприятие отчиталось перед бразильцами о готовности первой партии этого оборудования (46 позиций). Кроме того, “Азовмаш” занимается изготовлением систем и агрегатов для транспортировки частей ракеты.

Как сообщил “УкрРудПрому” генконструктор КБ “Южное” Александр Дегтярев, полномасштабного присутствия украинских специалистов в Бразилии пока не требуется, хотя и имеются непринципиальные сложности в координации работ с обеих сторон. Согласно утвержденному ACS сетевому графику, первый запуск “Циклона” с космодрома Алкантара назначен на ноябрь 2013 года. Так или иначе, проект уже преодолел свой “экватор”.