В минувшую пятницу, 5 сентября, истек срок аренды компанией “Крымский Титан”, подконтрольной украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК. В этот же день Кабинет министров обнародовал проект своего постановления от 6 августа о том, что комбинаты сначала перейдут под управление Министерства экономического развития и торговли, а затем будут переданы государственному предприятию “Объединенная горно-химическая компания” (ОГХК), прописанному в Днепропетровской области.
ГП “ОГХК” создано еще в 2009 г., в бытность премьер-министром Юлии Тимошенко, на базе Вольногорского ГМК, который и расположен в Днепропетровской области. В настоящее время ее губернатором является бизнесмен Игорь Коломойский. Теперь, по сути, на его территории будет находиться компания, управляющая двумя стратегическими горно-обогатительными комбинатами. “Формулировка “право государственного ведения”, которым наделил госкомпанию Кабмин, предполагает, что эта структура будет контролировать операционную деятельность комбинатов, но не сможет, например, принимать решение об их приватизации”, — рассказывает партнер юридической фирмы SLA Алексей Волохов.
Государство намерено контролировать комбинаты по той же схеме, которую применял “Крымский Титан” Дмитрия Фирташа, говорит правовед. Эксперт также уточнил, что при такой форме управления Иршанский ГОК, расположенный в Житомирской области, фактически будет подчинен Вольногорскому комбинату. Значит, он будет платить больше налогов в Днепропетровской области.
Это вызвало недовольство Житомирской ОГА. “Руководство Житомирской облгосадминистрации считает, что предложенный проект постановления Кабинета министров об объединении двух имущественных комплексов и фактическая передача комплекса Иршанского ГОК в ведение Вольногорского ГМК является недопустимым. Это приведет к ухудшению потенциальной работы имущественных комплексов”, — заявили в ОГА.
Алексей Волохов не исключил, что при лояльном менеджменте ГП “Объединенная горно-химическая компания” продукция комбинатов может продаваться частным структурам, которые заинтересованы в последующей ее реализации. “Это часто применяемая практика в стране, когда бизнес напрямую не причастен к управлению госпредприятием, но хочет влиять на его деятельность”, — говорит эксперт. Ранее в интервью “5 каналу” Коломойский рассказал о том, что намерен отобрать у Фирташа контроль над титановыми активами в Украине.
Как сообщил Капиталу источник на Иршанском ГОК, там не сомневаются в том, что структурам “Привата” не составит большого труда получить косвенный контроль над ильменитовым сырьем, добываемым комбинатами. “Война между олигархами — Фирташем и Коломойским — за эти ГОК ведется уже не первый год. Похоже, теперь перевес у второго”, — отметил собеседник издания.
Тот, кто контролирует продажи ильменита с указанных ГОК, имеет непосредственное влияние на его российского потребителя — ВСМПО “Ависма”. Именно этот конкурент отечественного Запорожского титано-магниевого комбината по выпуску металлического титана и изделий из него зависит от поставок продукции Вольногорского ГМК. Смена поставщика чревата для российского монополиста как минимум ростом затрат на транспортировку сырья, если его перестанут завозить из Украины. Придется наращивать импорт, например, из Австралии или Индии. А это грозит “Ависме” снижением прибыльности.
Но и сами по себе комбинаты будут приносить бюджету неплохой доход. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, объекты обеспечивали минимум 1 млрд грн прибыли в год. “Но в так называемой аренде (у “Крымского Титана”) государство получало только 100 млн грн”, — посетовал премьер.
Наряду с решением о возврате титановых ГОК в госсобственность Фонд госимущества Украины (ФГИУ) подтвердил 5 сентября свое решение бороться за переработчика ильменита — комбинат “Сумыхимпром”. Заводом управляют менеджеры компании Фирташа. Они препятствуют началу санации предприятия, в ходе которой оно должно отдать кредиторам 1,4 млрд грн. “ФГИУ обратился в Генеральную прокуратуру с письмом о выявленных фактах, которые могут свидетельствовать о нанесении значительного экономического ущерба “Сумыхимпрому” и содержат признаки уголовных правонарушений”, — говорится в заявлении, сделанном фондом.
Там же приводятся факты, которые, по мнению ФГИУ, привели к накоплению долгов “Сумыхимпрома” перед структурами Group DF: Tolexis Enterprises AG и компанией “Синтез Ресурс”. В частности, ФГИУ заявляет, что на протяжении 2012‑2013 гг. ПАО “Сумыхимпром” приобрело диоксид титана у Tolexis Enterprises AG на более чем € 52 млн, а также диоксид титана, удобрения NPK у ООО “Синтез Ресурс” на общую сумму свыше 375 млн грн. В обращении в прокуратуру фонд ставит под сомнение необходимость приобретать товары, подобные тем, что производит сам “Сумыхимпром”. Представители ФГИУ также обвинили компании бизнесмена в занижении цен на реализуемую заводом продукцию.
Опрошенные эксперты считают, что обращение ФГИУ в Генпрокуратуру поможет избавиться от ставленников Фирташа в “Сумыхимпроме”, что даст возможность в корне изменить саму процедуру банкротства, реализуемую на предприятии. Если ведомству удастся добиться с помощью ГПУ признания фактов умышленного доведения комбината до банкротства, это позволит ФГИУ сменить руководство на предприятии, считает Волохов. “Думаю, именно с этой целью — сменить менеджмент, который принимает невыгодные фонду решения — и была осуществлена подача жалобы в Генпрокуратуру”, — уверен правовед.
Заместитель председателя парламентской комиссии по приватизации Павел Ризаненко, добивавшийся возврата титановых активов под госконтроль, еще более оптимистичен. Он заявил, что обращение Фонда госимущества в Генпрокуратуру дает надежду на то, что предприятие может быть очищено от долгов. “Я рад, что фонд наконец‑то стал защищать интересы этого объекта госсобственности. Если факт умышленного банкротства будет установлен, с “Сумыхимпрома” может быть списан обременительный долг, который делает его непривлекательным для приватизации”, — говорит депутат.
Партнер правовой группы “Доминион” Михаил Гончарук уточнил, что в случае признания судом фактов умышленного доведения “Сумыхимпрома” до банкротства, лица, его осуществлявшие, по уголовному законодательству могут получить штраф в размере до 51 тыс. грн, а также лишиться права занимать аналогичные должности на протяжении двух-трех лет. Но это самая легкая форма наказания. “Также может быть задействована статья, предусматривающая лишение свободы сроком до шести лет за злоупотребление служебным положением”, — добавил эксперт. Интересно, что на время расследования руководство предприятия лишается права принимать какие‑либо решения, отметил он.
Решительность ФГИУ может привести к отстранению не только руководителя “Сумыхимпрома” Игоря Лазаковича. Из текста обращения фонда следует, что его не устраивает работа арбитражного управляющего на предприятии. ФГИУ предлагает Министерству юстиции проверить и его работу. “В разбирательствах данного рода фигура арбитражного управляющего очень важна. Ибо он готовит план банкротства или санации. Очевидно, если он сочувствует какой‑то из сторон конфликта, другая может быть недовольна его решениями”, — пояснил Гончарук. По его мнению, шаг ФГИУ может свидетельствовать о том, что ведомство хочет полностью изменить как состав управления заводом, так и арбитражного управляющего, чтобы усилить свое влияние на процедуру банкротства. “Новые фигуры могут изменить ход процедуры банкротства, — подчеркнул Гончарук, — если это одобрят судебные инстанции”.
Что скажете, Аноним?
17:50 25 декабря
17:30 25 декабря
17:00 25 декабря
16:50 25 декабря
16:40 25 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[14:50 25 декабря]
[18:15 24 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.