Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/news/Izza_blokadi_morskih_portov_ukrainskaya_ekonomika_teryaet_170_ml.html?print

Из-за блокады морских портов украинская экономика теряет 170 млн долларов ежедневно

08:30 26 апреля 2022 года

Из-за блокады портов в Черном и Азовском морях в результате масштабного российского вторжения экономика Украины теряет около $170 млн ежедневно, передают Порты Украины.

Как сообщается, через морские порты Украина экспортировала более 70% всех грузов на общую сумму около $47 млрд. С 24 февраля морские ворота на замке, заблокированные российским флотом и противокорабельными минами. В портах и ​​кораблях на рейде оказались заперты сотни тысяч тонн грузов. Часть удалось вывезти автотранспортом и по железной дороге, другие стоят под обстрелами или захвачены российскими военными.

Сегодня Украина не контролирует четыре порта, которые до войны суммарно обеспечивали 7,5% всей перевалки: Мариупольский, Бердянский, Скадовский и Херсонский. Кроме того, крупнейшие порты “Николаев”, “Ольвия”, “Одесса”, “Черноморск” и “Южный”, на которые приходилось более 85% морского грузооборота, не выполняют морских операций, а работают только на “возврат” товара — бизнес может вывозить свои грузы автомобильным и железнодорожным транспортом.

Война создала возможности для роста трех небольших портов в устье Дуная — Измаильского, Ренийского и Усть-Дунайского. Сейчас это единственные три порта из 13, которые могут полноценно работать. В мирное время на них приходилось чуть менее 5% экспорта. Сейчас они могут перевозить те же объемы, что и в мирное время. У дунайского направления есть большой потенциал, но для расширения его грузоспособности следует восстановить железнодорожную инфраструктуру.

По словам заместителя министра инфраструктуры Юрия Васькова, главным требованием для возобновления судоходства являются гарантии о ненападении на суда, идущие в/из украинских портов. Разблокировка портов вряд ли может являться отдельной частью всеобщего регулирования конфликта. “Мы сможем работать, когда наши военные скажут, что это безопасно. Пока они этого не говорят”, — подчеркивает Васьков.

Даже если война закончится завтра, то порты будут простаивать еще два месяца из-за мин в акватории Черного моря. Для очищения моря нужны военные тральщики, идущие из Босфора. Турция запрещает военным кораблям ходить в проливе.

При оптимистическом сценарии судоходство в Черном море может частично восстановиться осенью, но только если будет соблюдено много условий: достигнуто соглашение о перемирии, обеспечена безопасность судоходства, разминирована акватория.

Есть еще один вариант — сопровождение грузового судна специальным морским военным конвоем и договоренности с двух сторон о гуманитарном коридоре для них.