Феодосийская судостроительная компания “Море” готовится к выполнению контракта на поставку Китаю средних десантных кораблей на воздушной подушке типа “Зубр”
По информации источников, контракт на строительство четырех кораблей этого типа был подписан в конце 2008 года и вступил в силу в мае нынешнего года после подписания межправительственного украинско-китайского соглашения по обеспечению выполнения этого контракта. Условия соглашения предполагают строительство двух кораблей в Феодосии на заводе “Море” и еще двух в Китае — с передачей технической документации заказчику.
Корабли оснащаются газотурбинными установками общей мощностью 50 тыс. л.с. производства ГП НПКГ “Заря — Машпроект”. Значительная часть критических компонентов: прессованные алюминиевые панели для корпуса корабля, гибкое ограждение воздушной подушки (“юбка”), воздушные винты, нагнетатели, — производятся исключительно в России. Интерес Китая к покупке “Зубров” обозначился еще в начале 2000-х годов. Последние несколько лет периодически появлялись сообщения о скором и успешном завершении переговоров. Параллельно с ФСК “Море” производство аналогичных кораблей налажено в России. Проект 12 322 СДКВП “Зубр” разработан ЦМКБ “Алмаз”, там же осуществляется его серийное производство. Но наличие двух относительно независимых от поставок соседских узлов и комплектующих породили жесткую конкуренцию. По данным источников, китайцы пытались купить “Зубры” и техническую документацию к ним и у российских производителей. Однако предложение россиян о строительстве у себя 10—15 единиц и последующей передаче документации не устроило покупателя.
С одной стороны, желание продать “Зубры” и технологию производства подороже обусловлено уникальностью этого корабля, аналогов такого размера в мире нет. ЦМКБ “Алмаз” считает себя единственным официальным владельцем серийной технической документации на “Зубр”, тогда как на “Море”, по мнению представителей ЦМКБ, находится экспериментальная. В то же время продажу “Зубров” в Китай в России считают очередной попыткой выпуска контрафактной продукции, которая нарушает российские интересы. В англоязычной версии журнала “Национальная оборона”, приуроченной к IV Международному военно-морскому салону, который в конце июня состоялся в Петербурге, в статье “Контрафактные “Зубры”?” утверждается со ссылкой на источник в Рособоронэкспорте, что ФСК “Море” или другая украинская компания не имеет права подписывать контракт на производство этого типа кораблей без предварительного согласования и соответствующего участия российской стороны. А пресс-служба ЦМКБ “Алмаз” заявила, что украинская сторона нарушила российско-украинское межправительственное соглашение от 2006 года о взаимной защите прав на интеллектуальную собственность, полученную в процессе двустороннего ВТС, так как Украина передает техдокументацию на “Зубр” без согласия российской стороны. Такое информационное давление, очевидно, имеет целью ухудшение репутации украинских производителей. В случае подписания с КНР соответствующего контракта вряд ли российская сторона согласовала бы это с украинской стороной с оглядкой на то же соглашение о защите интеллектуальной собственности и своих позиций. С учетом уже заявленной позиции можно ожидать очередного нагнетания обстановки (по крайней мере, на официальном уровне) в отношении китайского контракта. Правда, даже в России не исключают, что “Море” может получить необходимые комплектующие — предприятия, которых коснулся финансово-экономический кризис, поставят необходимые детали “в обход” запрета.
Корреспонденту не удалось связаться с гендиректором завода “Море” Виталием Кривенко. Однако, очевидно, что для ФСК “Море”, в свою очередь, выполнение контракта может стать шансом на выживание. С 2007 года акции завода выставлены на продажу, однако покупателя до сих пор нет. Теоретически завод в состоянии выполнить контракт, если себестоимость работ будет отражать нынешние затраты (а за последние годы они повысились в разы).
Выгодным для Украины этот контракт является и с точки зрения узости рынка для кораблей типа “Зубр”. Единственный экспортный контракт был подписан в 2000 году минобороны Греции с Рособоронэкспортом и Укрспецэкспортом, по которому стороны поставили заказчику по два корабля. В 2002 году Греция дополнительно заказала в России еще один “Зубр”, и на этом его экспортные перспективы оказались исчерпаны.
Наталья ПЕЧОРИНА
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.