Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/dwqasaw191208.html?print

Что будет, когда американцы начнут экономить?

Дело, 19 декабря 2008. Опубликовано 09:11 19 декабря 2008 года
Типичная картина в американском супермаркете электроники: толпа зевак рассматривает гигантские ТВ-панели, стоимость которых превышает несколько тысяч долларов.

Типичная картина в американском супермаркете электроники: толпа зевак рассматривает гигантские ТВ-панели, стоимость которых превышает несколько тысяч долларов. Продажи этих роскошных игрушек в первой половине 2008 года выросли более чем на 50%, хотя американская экономика лишилась 500 тысяч вакансий. Что это, еще один признак жизнерадостности американского потребителя? Возможно, но он был одним из последних. Теперь американцы задумываются над экономией своих средств, и это грозит миру рецессией.

Не спорим, что Китай может стать теперь новой силой в мировой экономике. Тем не менее, именно американские потребители остаются той силой, которая вращает маховик производства во всем мире. Потребители в ЕС тратят приблизительно столько же, сколько и в Соединенных Штатах, но именно американцы более “надежны” в своей страсти потратиться: личные расходы повышались каждый год в течение почти трех десятилетий и в 2009 году превысят 10 трлн долл .

Американское потребление не сокращалось ни в одном квартале, начиная с 1991 года. Но в условиях кризиса американцы могут начать экономить, в том числе и на компьютерах из Тайваня и мобильных телефонах из Финляндии.

Впрочем, когда-то американцы экономили столько же, сколько они сегодня тратят. В 1980-х частные лица откладывали до 9% от своего дохода, приблизительно 5% — в 1990-х, и только 2% — в первые годы этого десятилетия. Начиная с 2005 года американцы откладывали в среднем 0,5% своих заработков. Теперь эта тенденция меняется, но сразу же возникает вопрос: что если американцы снова начнут сберегать 5% от того, что они зарабатывают? Что бы это означало для Америки и мира?

Если одним словом, то это — спад, и, вероятно, продолжительный. Если бы коэффициент сбережений в 2009-м увеличился с 0,5% до 5%, потребительские расходы снизились бы примерно до 500 млрд долл . в год. Это равно приблизительно одной восьмой экономики Китая и почти впятеро больше суммы стимулирующих выплат американского правительства. Промышленность всего мира, и в основном Азии, ощутила бы колоссальный удар.

Насколько вероятно такое развитие событий? Коэффициент сбережений редко повышается больше нескольких процентных пунктов в год, поэтому внезапный выход на 5% маловероятен. Но нынешний кризис также выглядит экстраординарно, и на его фоне любое поведение потребителей может оказаться оправданным. При этом внутренние факторы указывают именно на то, что американцы начнут экономить. Внутренний долг равен 100% ВВП, ежемесячные платежи по кредитам составляют около 14% доходов, что для США — рекордный показатель. При этом заработная плата, откорректированная в соответствии с инфляцией, в течение прошлого года падала.

Независимо от того, как долго будет продолжаться кризис и снижение зарплат американцев, они вновь начнут экономить. Но если это случится слишком стремительно, мир будет шокирован.

Лео АБРУЗЗЕСЕ