Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Заработать на войне

[07:44 22 марта 2016 года ] [ Forbes-Украина, 21 марта 2016 ]

Кременчугская ХК “АвтоКрАЗ” — одна из немногих частных компаний, сумевшая хорошо заработать на росте гособоронзаказа. Какие еще возможности для частных инвестиций дает сегодня ВПК?

Директор ПАО “АвтоКрАЗ” Роман Черняк, более 30 лет проработавший на заводах группы КрАЗ, еще ни разу не сталкивался с таким покупательским ажиотажем. С визитом на завод прибыли два армейских генерала из Киева и вели себя явно не по чину. “Уговаривали, как могли, чуть ли не ноги мне целовали — продать им 100 авто, которые тогда стояли на заводе”, — рассказывает Черняк. Новенькие бронированные автомобили, на которых едва успела высохнуть краска, предназначались для поставки в одну из южных стран. Комплектация соответствующая: облегченный тропический вариант. Но в Украине грянула война, а армия оказалась буквально голой и нищей. Дело было весной 2014 года. “Нам воевать не на чем, не продадите — завтра всех расстреляют”, — обрисовали драматичность ситуации прибывшие гости.

Черняку пришлось по телефону вести переговоры с зарубежными клиентами — просить об отсрочке поставки на месяц. К счастью, те отнеслись с пониманием и согласились. А наспех закамуфлированные “тропические” КрАЗы отправились на фронт. “Все, что было подходящего в наличии у КрАЗа, завода Малышева, КТРЗ, “Богдана”, “Эталона”, выгребли подчистую”, — вспоминал период начала войны министр МВД Арсен Аваков.

Доходная броня

К такому вниманию со стороны украинских силовых структур АвтоКрАЗ, входящий в группу компаний “Финансы и кредит” Константина Жеваго, не привык. Еще в 2008 году представители Минобороны заявили о начале процесса унификации колесной техники украинской армии, а это свыше десятка типов автомобилей марок УАЗ, ГАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ и КрАЗ. Но решение постепенно перевести парк техники на шасси отечественного КрАЗа так и осталось на бумаге: средств на перевооружение у армии не было.

Другое дело — суровое военное время. В 2015 году расходы на национальную безопасность и оборону были увеличены в полтора раза и составили 95,8 млрд гривен. Минобороны получило в свое распоряжение беспрецедентные 45,8 млрд гривен, около 5 млрд из которых предназначались на закупку техники и вооружений для армии у отечественных предприятий. МВД закупило техники для НГУ на сумму 2 млрд гривен. “За последние два года мы поставили по гособоронзаказу больше машин, чем за предыдущие 22”, — констатирует Черняк.

В 2014—2015-м Минобороны, МВД и Нацгвардия покупали у АвтоКрАЗа по 700 автомобилей в год, что составляло половину годовой загрузки предприятия. Благодаря заказам силовиков в 2014-м компания выпустила на 49% больше единиц авто, чем в 2013-м, и более чем в полтора раза нарастила выручку, заработав 1,75 млрд гривен. За 2015 год чистый доход вырос до 1,9 млрд гривен, что, правда, меньше показателя 2014-го в долларовом выражении. По итогам прошлого года получена прибыль на фоне убытков 2014-го, чему помогла, в том числе, переориентация на изготовление более сложных авто, например бронированной техники.

АвтоКрАЗ давно зарекомендовал себя в мире как поставщик надежных армейских машин и техники двойного назначения. Преимущественно это колесные автомобили, тягачи или шасси под армейскую спецтехнику, которые в странах третьего мира и государствах, где часто идут войны, ценятся за высокую проходимость и “неубиваемость”. Тем не менее, боевая бронированная техника — новое направление в производственной линейке. Как же предприятию удалось быстро переориентироваться на потребности украинской армии, вынужденной защищаться от врага?

В январе прошлого года секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов попал под обстрел боевиков в районе Донецкого аэропорта. В автомобиль, в котором ехал Турчинов в сопровождении военных, попали осколки гранаты. Жизнь экипажу спасла броня “КрАЗ Кугуар”. “Эти бронеавтомобили спасли уже много наших ребят на передовой”, — признает начальник отдела бронетехники Нацгвардии Алексей Кравцов.

Технику КрАЗа ценят за высокую проходимость и “неубиваемость”

Две основные бронемашины в линейке АвтоКрАза — “КрАЗ Кугуар” и “КрАЗ Спартан” — начали выпускать только в 2014 году. Быстро оценив перспективы этого направления и будущие потребности армии, руководство компании наладило на мощностях АвтоКрАЗа лицензионную сборку автомобилей канадской фирмы Streit Group. Немного раньше, в 2012-м, кразовцы организовали с ней совместное предприятие в ОАЭ. Целью было обменяться технологиями, воспользоваться льготами Эмиратов для подобных предприятий и удешевить производство и логистику. Там же изначально и стали выпускать “Спартаны”.

Оба автомобиля созданы не на фирменных шасси КрАЗа. При создании “Кугуаров” используется шасси Toyota Land Cruiser 79, “Спартанов” — Ford F-550. Пришлось всерьез помучиться над тем, чтобы приспособить их под текущие задачи вооруженных сил: все-таки изначально в мануалах от производителя автомобили характеризуются как патрульные или конвойные машины. В Украине же им пришлось выполнять полноценные боевые задачи. Повышение боевых возможностей достигается, например, путем установки боевых модулей типа “Сармат”, которые производит киевское КБ “Луч”. В такой комплектации бронемашина способна уничтожить танк противника с расстояния 2,5 км.

Уместная инвестиция

Ни в Минобороны, ни на АвтоКрАЗе не разглашают точное количество автомобилей “Кугуар” и “Спартан”, которые на данный момент находятся на службе силовиков. Черняк говорит, что всего за два года, в 2014—2015‑м, этим структурам было передано 280 различных бронеавтомобилей. Кроме “Спартанов” и “Кугуаров”, в модельном ряду также имеется “КрАЗ Шрек” с противоминной защитой (изготовлен совместно с той же Streit Group), его удлиненная версия с колесной формулой 6х6 “КрАЗ Фиона” и 8х8 “КрАЗ Ураган”.

“В этой ситуации АвтоКрАЗ — это пусть и маленькая, но все же история успеха нашего ВПК. Пример гибкой работы и быстрого нахождения инвестора. Сейчас много говорится и мало делается. А это то, что реально удалось реализовать”, — хвалит проект директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.

По похожей схеме работают многие предприятия украинского ВПК. Самые очевидные примеры — ГП “Антонов” или днепропетровское КБ “Южное” в тандеме с заводом “Южмаш”, которые участвуют в международных проектах в самолетостроении и по освоению космоса. Не так широко известные за пределами своих отраслей, но не менее успешные в международном сотрудничестве государственное КБ “Луч” (Киев) или частная НПФ “Адрон”. Первое достигло высоких результатов в сфере разработки высокоточного ракетного оружия. Боевой модуль “Сармат”, противотанковые управляемые ракеты “Стугна-П” и “Барьер-В” — разработки этого предприятия. Созданные КБ “Луч” управляемые ракеты “Фаларик 105” используются на боевом модуле CT-CV производства бельгийской компании CMI Defence, которым в свою очередь оснащаются австрийские ББМ “Пандур-2” и польские легкие танки Anders. Кстати, на этих же танках устанавливается комплекс активной защиты бронетехники “Заслон”, который тоже разработан украинским предприятием — ГП “Базовый центр критических технологий “Микротек”.

НПФ “Адрон” занимается разработкой защиты техники отуправляемых ракет, в том числе ПЗРК. Оптико-электронная система защиты вертолетов “Адрос”, которую поляки планируют устанавливать на своем перспективном ударном вертолете SW-5, — его работа.

И такие успехи частного сектора ВПК — отнюдь не исключение в отрасли. “Сегодня на 30 частных предприятий оборонного комплекса приходится 2/3 всего оборонного производства страны в денежном выражении”, — уверяет Бадрак.

Сотрудничество по отдельным производственным проектам позволяет украинским компаниям финансировать опытно-конструкторские работы (ОКР) за счет средств, полученных от зарубежных партнеров. В мировой практике ОКР чаще всего финансируются из госбюджета за счет гособоронзаказа, но в Украине из-за его скромных размеров такой возможности нет: в ГОЗ на 2016 год на ОКР предусмотрено только 10% всего оборонзаказа, то есть около 800 млн гривен ($29 млн). Но и эта сумма — большое достижение и выделяется в таком размере впервые. Тем не менее, Украине нужно идти дальше. Пользуясь своими позициями на мировом рынке вооружений, благоприятными условиями для промышленного производства и геополитической конъюнктурой, необходимо подтянуть те сферы ВПК, где мы технологически отстаем.

Один из инструментов — офсетные сделки, которые в мире очень распространены в сфере ВПК и отраслях, выпускающих высокотехнологичную продукцию. В качестве офсетных обязательств (требований импортера по возврату в качестве инвестиций части средств, полученных по контракту) могут быть прямые инвестиции, передача технологий, финансирование ОКР, создание СП на территории страны‑заказчика и многое другое. “По оценке исследования The Financial Times и информагентства Jane’s, проведенного в 2013 году, только 12 самых крупных западных экспортеров ВВТ подписали офсетные соглашения на $75 млрд, а общая стоимость офсетов в мире оценивалась в 2013‑м в $290 млрд. А в 2015 году, по их оценкам, должна была достичь $380 млрд”, — говорит Максим Глущенко, бывший замглавы “Укроборонпрома”, а ныне — руководитель Центра антикризисных инициатив. В Украине, по его словам, есть законодательная база для таких сделок, и подготовка к ним хоть и медленно, но все же идет.

Отраслей, которые нужно технологически подтягивать, у нас хватает. Это и производство боеприпасов для танков и артиллерии, и патронное производство, и средства связи.

С 2013 года КрАЗ инвестировал в новые разработки до $100 млн

Почему инвесторы должны приходить сюда создавать совместные производства и делиться технологиями? Хотя бы потому, что Украина стала рынком, говорит Бадрак. “Мы активно перевооружаемся. Да, у нас небольшой оборонный бюджет, какие‑то $300 млн. Но кроме него есть и другие, еще не использованные нами, механизмы, например получение долгосрочных кредитов, офсетные соглашения, совместные проекты, готовность к лицензионным, а значит, долговременным производствам”, — отмечает эксперт.

Но есть и более весомый аргумент: это традиционно мощные позиции Украины на мировом рынке вооружений (в 2009—2013 годах страна входила в десятку ведущих поставщиков). Это значит, что, объединившись с местными производителями, зарубежные партнеры с итоговым продуктом получат доступ ко всем традиционным рынкам Украины, которые достались нам в наследство от СССР. Да, часто это не США или Европа. Но среди наших стабильных партнеров — десятки стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки, которые активно перевооружаются, но не всегда могут позволить себе дорогие западные образцы.

С ноября 2015 года глава Пентагона получил добро на использование $300 млн для военной помощи Украине. Как он распорядится этими деньгами? На них можно закупить нужное ей оружие. А можно приобрести здесь какое-нибудь производство и сделать базой для выпуска необходимых для армии вооружений. Украина должна заинтересовать партнеров перспективными проектами и, главное, дать понять потенциальным донорам, с кем на геополитической арене она хочет дружить. До войны с Россией пресловутая многовекторность не давала на это никаких шансов.

Свой ответ на вопрос, чем украинская оборонка может быть интересна инвесторам, есть и у “Укроборонпрома”. “Украина — лидер Европы по количеству выпускников вузов с инженерными специальностями”, — рекламирует наши возможности концерн в англоязычной презентации у себя на сайте. Тут же ниже — таблица с данными о почасовой оплате труда инженеров в машиностроительной индустрии различных стран, где Украина скромно красуется на последних позициях с показателем $1,2 в час, а это меньше, чем в Китае.

Правда, умалчивается о возможных тормозах для инвестиций, которыми могут стать отсутствие оборонной стратегии и ручное управление госзаказом, несовершенство законодательной базы, консерватизм менеджмента предприятий в вопросах прогрессивных перемен, а также консерватизм государства в вопросах приватизации. Роман Черняк летом отправится на дочернее предприятие компании на Кубу, а затем — в Боливию. Руководители этих стран отдают себе отчет, в каких сферах они отстают, и какие технологии нужно привлечь. Но не забывают и об интересе собственных производителей, проводя выгодную им налоговую политику.

Придут ли когда-нибудь на АвтоКрАЗ западные партнеры со своими технологиями, чтобы работать здесь и платить налоги? “Да, когда будут видеть толерантное налогообложение и перспективы, а главное — будут верить в безопасность своего бизнеса”, — уверен Черняк.

И для этого совсем не обязательно, чтобы в стране шла война.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.