Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Запретное рядом

[09:56 23 апреля 2010 года ] [ Коммерсант-Украина, №71, 23 апреля 2010 ]

С завтрашнего дня в центре современного искусства PinchukArtCentre откроется огромная выставка под громким заголовком “Сексуальность и трансцендентность”.

На эту всеобъемлющую тему, заданную куратором Экхардом Шнайдером, высказались 19 художников один другого известнее. Рассказывает Мария Хализева.

Амбиции PinchukArtCentre таковы, что каждый его проект должен соответствовать олимпийскому принципу “больше! выше! сильнее!”. Выставка “Сексуальность и трансцендентность” — самая масштабная в недолгой истории арт-центра: 19 авторов, 150 работ, целый ряд премьер, три с половиной этажа и Бессарабский рынок впридачу. Под самой крышей базара разместился панораммный коллаж “Пир Тримальхиона” российской арт-группы АЕС+Ф, созданный из кадров одноименной видеоработы, представленной в прошлом году на Венецианской биеннале. В храме торговли “Пир”, посвященный изобличению пороков декадентствующего гламурного класса, смотрится по-новому — и вместе они служат добротной иллюстрацией понятия “современный арт-рынок”.

Вполне по законам арт-рынка центральное место в проекте “Сексуальность и трансцендентность” занимают работы Джеффа Кунса разных лет из разных серий — от фотоколлажей до фетишистских металлических скульптур голубого бриллианта и надувного кролика. Получилась небольшая ретроспектива короля китча, у которого даже мрамор выглядит как пластик. Не последний человек по части рыночных котировок и Ричард Принс, представленный на выставке целым рядом работ, посвященных порно-культу образа медсестры. Дальше имена следуют за именами, откровенности за провокациями — наверное, члены Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали задохнулись бы от возмущения еще на подступах к хрестоматийному видео “Мясо для моряка” Пола Маккарти. Из общего выставочного ряда заметно выбиваются работы Дженни Хольцер и Тино Сегала: первая работает с документацией и текстом (цветными листовками с ее эссе обклеены стены лестничных пролетов арт-центра), а второй представлен перформансом “Поцелуй” — своеобразным танцем-прелюдией, который на протяжении пяти выставочных месяцев будут исполнять, сменяя друг друга, 20 пар танцоров.

Вообще по форме, содержанию и уровню “спикеров” нынешний проект PinchukArtCentre похож на круглый стол вроде тех, что Виктор Пинчук устраивает в Давосе,— в приличном месте собрались солидные люди, чтобы высказаться по большой абстрактной теме. При этом дискутировать им не о чем и незачем, так что они ограничиваются презентацией своей точки зрения. На выставке этот формат поддерживает и структура экспозиции, в которой работы каждого из художников старались изолировать в отдельном зале. И даже в единственном случае, когда два автора — Такаши Мураками с пластиковыми скульптурами эдаких Адама и Евы от порно-манга и Ричард Принс со знаменитыми полотнами с байками — все-таки встретились, диалога все равно не получилось.

Справедливости ради надо сказать, что коммуникативные трудности — проблема не конкретной выставки, а современного искусства в целом. Будучи продуктом ума и технологий, применительно к которому глагол produce давно вытеснил глагол create, оно зачастую представляет собой затейливо упакованную в смыслы пустоту, для распаковки которой требуется подробная инструкция. Пожалуй, хорошим финалом этой экспозиции могла бы стать работа триумфаторов прошлогодней Венецианской биеннале датско-норвежского дуэта Elmgreen & Dragset “Just one wrong move”: чучельце воробья, замершего в позе с эротическим подтекстом (кверху лапками), можно было бы положить у окна в SkyArtCafe на шестом этаже арт-центра. С одной стороны, было бы освоено драгоценное для тесного арт-центра пространство, с другой — получилась бы остроумная зарисовка на тему состояния зрителя, нокаутированного современным искусством.

Нельзя не отметить гуманный шаг арт-центра, призванный максимально облегчить широкой аудитории общение с новым прекрасным: каталог выставки — с краткими биографиями художников и кураторскими пояснениями к ключевым работам — сделан в виде газеты, которая прилагается к сегодняшнему номеру “Коммерсанта-Украина” и будет бесплатно раздаваться посетителям. Впрочем, не все тексты одинаково полезны. Например, вместо пространного комментария к “Лошадке-качалке” Elmgreen & Dragset вполне можно было бы провести простую, понятную и важную в разрезе заданной темы параллель между движением раскачивающегося и фрикциями при половом акте.

Организаторы особо подчеркивают тот факт, что многие из представленных работ были сделаны специально для данной экспозиции. Здесь contemporary art следует многовековой традиции искусства — художники работают на заказ. В этом случае высокое звание творца вполне применимо к куратору, а выставку в целом можно рассматривать как памятник его рефлексиям. Если так, то “Сексуальность и трансцендентность”, подготовленная генеральным директором PinchukArtCentre Экхардом Шнайдером, выглядит грандиозным мемориалом.

Мария ХАЛИЗЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.