Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Zakoni_ES_meshayut_Gazpromu_sokratit_pribil.html?print

Законы ЕС мешают “Газпрому” сократить прибыль

slon.ru, 6 июня 2013. Опубликовано 09:57 10 июня 2013 года
Законы Евросоюза не позволяют “Газпрому” в полной мере пользоваться газопроводом “Северный поток”, сказал заместитель председателя правления российской газовой монополии Александр Медведев.

По его мнению, “Газпрому” требуется неограниченный доступ к газопроводу OPAL, соединяющему конечную точку “Северного потока” на балтийском побережье Германии с Чехией. Плохому танцору всегда что-то мешает. Согласно данным немецкого и чешского операторов, газопровод OPAL в конечной точке на границе Германии и Чехии загружен почти полностью, а загрузка в начальной точке (терминал “Грайфсвальд”) превышает 70%. 

Поскольку данных о владельцах транспортируемого по OPAL газа нет, можно предположить два варианта требований “Газпрома”. Если российский монополист действительно транспортирует только половину потока OPAL, то требования сводятся к переносу пункта продажи газа из Грайфсвальда в Вайдхауз (на выходе чешского газопровода Gazelle). То есть “Газпром” хочет отобрать объемы у компаний, купивших газ на входе в OPAL. При этом цена в Вайдхаузе вряд ли отличается от цены в Грайфсвальде, так что в данном случае “Газпром” настаивает на увеличении своих расходов на транзит и сокращении прибыли. Если же “Газпром” владеет всем объемом, поставляемым на терминал “Брандов” на чешско-германской границе, то требование полного доступа означает, что “национальное достояние” хочет сократить поставки по самому выгодному маршруту через Белоруссию и Польшу (Ямал — Европа) и заменить эти объемы поставками по газопроводу Nord Stream. То есть и в этом варианте речь идет о сокращении прибыли акционеров “Газпрома”. Напомню, что затраты на доставку российского газа в Вайдхауз через Украину и Словакию примерно втрое ниже, чем на маршруте через “Северный поток”, OPAL и Gazelle. При этом “Газпром” зарезервировал транзитные мощности Словакии до 2029 года по принципу ship-or-pay.

Михаил КОЧЕРМКИН